СТРАХОВАТЬСЯ БУДЕМ, КАК В ЕВРОПЕ

Россия, похоже, становится все более привлекательной страной для иностранного бизнеса. Во всяком случае так считают в страховой Группе ERGO, занимающей ведущие позиции на европейском рынке страхования. Сегодня международный концерн объединяет на континенте более 20 известных компаний. Под его защитой только в Германии находится более 17 млн. страхователей, а всего в Европе клиентами группы стали 30 млн. человек. На российском страховом рынке европейский лидер отрасли представлен страховой компанией "ERGO Жизнь", работающей в сфере страхования жизни, и страховым обществом "ERGO Русь", предоставляющим услуги в области рисковых видов страхования. О планах и перспективе расширения деятельности в России корреспонденту "Труда" рассказал прибывший в Москву член правления Группы ERGO доктор Клаус ФЛЕМИНГ.

- Г-н Флеминг, чем ваша компания может быть интересна россиянам, все чаще пользующимся услугами страхового бизнеса? Что она может им предложить?
- Для того чтобы россияне представляли масштабы деятельности концерна и его вес на европейском рынке страхования, скажу, что собственный капитал ERGO составляет 4,5 млрд. евро, а объем собранной в 2005 году страховой премии составил 16 млрд. евро. Мы работаем почти во всех странах Европы, на операции в которых приходится 3,2 млрд. евро. Причем ежегодный рост предоставляемых услуг составляет порядка 8 процентов. В длинном списке наших постоянных клиентов находятся как юридические, так и физические лица. Однако основное внимание мы все-таки уделяем частным клиентам. Группа работает практически во всех видах страхования, а в части страхования на случай болезни и правовой защиты занимает ведущие позиции.
- В каком направлении, по-вашему, движется сегодня мировой страховой бизнес?
- Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, нет. Однако я думаю, что страхование демонстрирует более высокие темпы роста, чем экономика в целом. Дело в том, что риски в мире, безусловно, растут, а страховая отрасль наилучшим образом приспособлена для того, чтобы покрывать их.
- Группа ERGO наращивает свое присутствие на восточноевропейском рынке. Это составная часть стратегической линии концерна?
- Доля роста международного бизнеса в общем объеме страховых премий Группы ERGO составляет 19%. ERGO особенно активно работает в Италии, Польше, Испании, Португалии, Австрии, Греции, а также странах Балтии. Последнее время мы действительно все больше ориентируемся на рынки стран Восточной и Южной Европы. Так, именно здесь наблюдается более активный рост рынка, нежели в Западной Европе или у нас в Германии. Эта линия для нас стала приоритетной в смысле распределения рисков, так как в Германии, например, они присутствуют в большей степени.
- А как идут дела у концерна в России?
- Хотелось бы заметить, что мы не новички на российском страховом рынке и начали здесь работать одними из первых в числе нерезидентов. Наша 100-процентно немецкая компания "ERGO Жизнь", как это явствует из названия, занимается страхованием жизни. А в 2002 году в состав концерна вошла известная российская компания "Русь". Она, как и все структуры концерна, работает в разных регионах страны, используя его опыт и технологии. Такой подход к делу гарантирует нашим клиентам в России предоставление услуг, соответствующих по качеству страховым продуктам группы ERGO в Европе. С учетом полученного опыта и успехов мы собираемся расширять свой бизнес в России за счет уже работающих здесь компаний, а также возможного приобретения других компаний. Мы не собираемся отходить от наших традиций и намерены работать в вашей стране прежде всего с частными лицами в области страхования жизни и судебных издержек. При этом не собираемся отказываться от работы с корпоративными клиентами.
- Будет ли ERGO заниматься автострахованием - самым популярным видом страхового бизнеса в нашей стране?
- Мы и сегодня занимаемся автострахованием, предоставляя возможность клиенту оформить КАСКО. Правда, здесь существуют серьезные риски, например, когда застрахованный автомобиль нередко угоняют. Поэтому страхование дорогого автомобиля тоже дорогое удовольствие. Что же касается обязательного страхования - ОСАГО, то нас беспокоит возрастающая убыточность. Пока тарифы регулируются государством, вопрос уровня премий остается открытым.
- Каков, на ваш взгляд, потенциал российского рынка страхования?
- По нашим оценкам, его объем находится в диапазоне от 500 млн. до 2 млрд. долларов. Я думаю, что через пару лет мы будем представлять картину гораздо лучше, но в своих оценках сегодня мы, скорее, оптимисты, чем пессимисты.
- Как вы относитесь к тому, что в России опасаются появления на своем страховом поле крупных мировых игроков, обладающих не только большим опытом, но и капиталом?
- На российском рынке мы работаем уже более десяти лет. За это время мы внедрили здесь страховые ноу-хау и предложили клиентам доступные цены на наши альтернативные услуги. При этом концерн никак не ущемил интересов российских коллег, с которыми у нас сложились добрые отношения. Поэтому вряд ли приходится говорить о какой-либо экспансии со стороны иностранного бизнеса в России. Здесь необъятное поле для работы, и места на нем хватит всем. Самое важное в нашем бизнесе - это возможность предоставления тех продуктов, в которых нуждаются клиенты.
- А что надо понимать под правовым страхованием, которым частные клиенты у нас сегодня практически не пользуются?
- На Западе эта услуга весьма популярна. Речь идет о случаях, когда отдельные граждане или группа лиц обращаются в суд для осуществления своих прав. Страховая компания компенсирует клиентам расходы, понесенные ими в ходе судебного процесса. В этом бизнесе мы применяем специальные технологии и консалтинговые услуги, как правило, недоступные рядовому потребителю.
- В чем, на ваш взгляд, особенность российского страхового рынка и чем он отличается от западного?
- В каждой стране, где сегодня работает концерн, присутствует национальная специфика. Это касается главным образом сферы страхования жизни и на случай болезни. В Западной Европе все идет к тому, что этим все больше занимается не государство, а частный бизнес. В связи с резким старением населения в Европе государство просто не может нести столь тяжелое бремя социальной ответственности. Как известно, в России происходят такие же демографические процессы, и потому открывается перспектива работы в этом страховом направлении.
- Намерена ли Группа компаний ERGO занять лидирующие позиции на нашем страховом рынке?
- Мы намерены расширять свою сферу деятельности и надеемся на успех. Иначе бы не было смысла приходить в Россию.
Беседу вел