Среди шестидесяти вопросов, на которые в прошлый вторник ответил президент России, специально
Среди шестидесяти вопросов, на которые в прошлый вторник ответил президент России, специально ТВ не было посвящено ни одного. Хотя телевизионная тема в одном из ответов все же присутствовала. Ответ этот, кстати, едва ли не чаще других цитировали потом и телеканалы, и печатные СМИ. Касаясь не очень далекого нашего прошлого, В.Путин напомнил, как в те времена по разным программам "все время показывали одну и ту же физиономию".
Зрители со стажем, конечно, поняли, о чем и о ком говорил президент. И даже, возможно, вспомнили тот анекдот, который он вкратце пересказал. Речь в нем шла о мировоззренческом единомыслии, насаждаемым советским телеэфиром. Было дело, было. Но теперь-то после отмены цензуры и появления большого числа негосударственных каналов объективных причин к однообразию на ТВ вроде бы и не осталось. Говорю с такой неуверенностью, потому что... Впрочем, читатели, наверное, уже поняли, почему.
Это парадокс, но при сегодняшнем изобилии "кнопок" нажимать на них до одури в поисках чего-нибудь оригинального и свежего по мысли или форме чаще всего бесполезно. Везде одно и то же меню из десятка блюд второй свежести. Отсюда вопрос: если на то нет каких-то тайных, неведомых рядовому зрителю причин, то отчего же даже на крупнейших федеральных каналах без конца случаются буквальные совпадения в жанрах и форматах программ, почему пышным цветом распускаются всевозможные клоны?
Не могу забыть, как в один из пятничных вечеров вслед за "Кривым зеркалом", вышедшим в 21.00 на канале "Россия", Первый в 21.25 показал... "Кривое зеркало". Незабываемые впечатления. Любовь наших главных каналов к творчеству Евгения Петросяна, основанного на интернетовских анекдотах, вообще умиляет. Вот пример из свежих: в минувший понедельник в 17.15 "Россия" показала "Смехопанораму" этого доблестного рыцаря шутки, а Первый ровно через час выдал все то же петросяновское "Кривое зеркало". И такое происходит с завидной согласованностью.
Можно написать увлекательную сагу о том, как два самых крупных телеканала бились за монопольное право показывать эти рейтинговые (читай - доходные) программы. В итоге, как говорится, победила дружба.
Парадокс, означенный нами выше, можно продолжить. Отлично знаю, что составлением программы передач на каналах занимаются их лучшие умы. Но почему же иногда в голову закрадывается мысль, что люди эти настолько лишены воображения? А иначе по каким причинам они откровенно "слизывают" придуманное конкурентом?
И ведь это касается не только пресловутых юмористических программ. В позапрошлую пятницу в цикле "Совершенно секретно" на НТВ вышла программа "Секреты модельного бизнеса". А через три дня, в понедельник, Первый разродился "Спецрасследованием" на тему "Изнанка модельного бизнеса".
И тут и там фигурировали одни и те же факты и люди. Даже приглашенный выступить перед камерой адвокат оказался одним и тем же. Хотя, подозреваю, он не единственный в Москве юрист, практикующий в сфере модельного бизнеса. Для себя я объяснил эти совпадения тем, что авторы двух передач в прошлом работали вместе в команде Артема Боровика, возможно, у них сохранились дружеские отношения, они могли при встрече невзначай поделиться друг с другом творческими планами и подтолкнуть таким образом к невинному плагиату. Но зрителю-то кто это объяснит?
В позапрошлом сезоне на канале "Россия" шла программа "Песни ХХ века", в прошлом чуть-чуть измененная, она появилась вместе со своим ведущим на канале СТС под названием "Жизнь прекрасна". А на прежнем месте теперь можно увидеть "Наши песни", которые соперничают на одном поле с "Новыми песнями о главном" на Первом. Зрителям, закаленным на "Фабриках звезд" (Первый канал), не один сезон шедших вперемешку с "Народным артистом" ("Россия"), иногда начинает казаться, что он видит один и то же бесконечный концерт.
Ну и напоследок - самый вопиющий пример телевизионного клонирования. Телемудрецы с первой и второй "кнопки" в прошлом сезоне обратили внимание на то, что передача "Час суда", идущая ежедневно на скромном дециметровом Ren TV, имеет неожиданно высокий рейтинг. Как достойно ответить? Думали недолго.
И вот на Первом вышла программа "Федеральный судья", на "России" - "Суд идет". Поскольку у нас авторским правом защищается лишь наименование, а оно не совпадало с первоисточником, никаких проблем по части плагиата не возникло. Они довольно ловко соединили скучноватую форму судебного процесса с возможностями "вечнозеленого" детективного жанра. Да еще добавили к ним немалую дозу безошибочно работающей на повышение рейтинга эротики.
Не буду, как и в случае с "Кривым зеркалом", говорить о творческих достоинствах этих опусов. Они тут, как говорится, и не ночевали. Ну а то, что они сделаны будто под копирку, заметит, уверен, каждый зритель. И станет, если, конечно, хватит терпения, искать десять отличий между одним проектом и другим.
Боюсь, не найдет.