ПАКО РАБАНН: Я ЖИВУ НА ЗЕМЛЕ В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ

Кутюрье, архитектор, писатель, мистик, астролог - все это о Пако Рабанне. Кто-то называет его эксцентриком и фантазером, кто-то - просто сумасшедшим. Впрочем, он и сам утверждает: "Да, я сумасшедший, поэтому не боюсь говорить о многих вещах".

Действительно, мир Рабанна едва ли не мистичен. Свою биографию он исчисляет веками, и нынешняя жизнь, по его утверждению, уже седьмая по счету. Пако на полном серьезе рассказывает, что три тысячи лет назад был жрецом в Египте. Фараона Аменхотепа IV он посвящал в тайны богов, тот сменил имя и стал Эхнатоном. А когда Эхнатон был убит, жрец (Пако) умертвил его преемника, Тутанхамона. Египтологи, с которыми учился молодой Пако Рабанн, смеялись над его рассказами о смерти Тутанхамона, объясняя, что Тутанхамон умер своей смертью. Через пятнадцать лет американские египтологи исследовали мумию и обнаружили, что у фараона действительно сломана шея.
Сам характер творчества Рабанна способствовал его скандальной славе. С 1964 года, когда была создана первая коллекция под названием "12 немыслимых платьев", Пако с завидной настойчивостью революционизировал моду. Он делал платья из пластмассы, алюминия, металлических цепей, флюоресцентной кожи, бумаги, лазерных дисков, оптоволоконной проволоки, пластиковых бутылок и дверных петель. Вот уже несколько лет, как Пако продал свой бренд финансовой группе, которая, отправив модельера на пенсию, привлекла нового художника. Но Рабанн не намерен отдыхать. Он вернулся к профессии архитектора и у него полно заказов на дизайн. Кроме того, Рабанн начал писать. Первая книга "Траектория" вышла в 1991 году, сейчас работает над восьмой - "Нить Ариадны".
В Москве кутюрье был десяток раз. Нынешний приезд для него особенный - в Центральном Доме художника впервые в мире открылась выставка его графических работ.
- Прежде чем заняться дизайном, я изучал архитектуру в Париже. А первые образцы, эскизы Высокой Моды отдавал другим модельерам, потому что была большая конкуренция, и мне, как политическому эмигранту, было трудно пробиться в мире моды. Я делал эскизы для Нины Риччи, Живанши и некоторых других. Рисование для меня было не только удовольствием, но и потребностью. На протяжении 45 лет я постоянно вывожу одно и тоже лицо, которое несет в себе нечто магическое.
- Кто-нибудь видел ваши работы?
- Поскольку это глубоко личные ощущения, отражающие мой внутренний мир, я не хотел показывать их публике. Не случайно представленная в Москве серия рисунков так и называется: "Мой внутренний мир". Но сейчас, когда я знаю, что мне не так много осталось быть на этой земле (Пако Рабанну 72 года. - Авт.), решил познакомить людей и с этой стороной моего творчества. Правда, 30 лет назад показывал эти работы своему другу Сальвадору Дали. Он сказал: "Продолжай рисовать".
- Дали в самом деле был таким эксцентричным человеком или это лишь "игра на имидж"?
- Естественно, это был всего лишь образ. Стоило рядом с ним появиться журналистам, как он начинал вращать глазами, топорщить усы, превращаясь в эдакого сумасшедшего. Но как только мы оставались одни, он становился вполне нормальным человеком и объяснял: "Видишь, в кого приходится превращаться, чтобы о тебе писали".
- Почему мировую премьеру своей выставки вы представляете именно в Москве?
- Предлагали Нью-Йорк, который я не очень люблю, Мадрид, Париж, но я выбрал Москву. Очень люблю ее. С каждым приездом вижу, как она преображается, становится краше, удивительнее. Поверьте, через несколько лет Москва будет настоящей столицей всего мира. Россия - колыбель современного искусства, зародившейся на стыке XIX-XX веков. Здесь творили Малевич, Шагал, Кандинский. И я горжусь, что выставка проходит у вас. До мельчайших деталей помню свое первое посещение Москвы, когда мне было 14 лет.
- Можно подробнее?
- Я был здесь с мамой, - одной из основательниц компартии Испании. Ее принял в Кремле Сталин, и мама взяла меня на встречу. Сталин был для меня тогда чем-то вроде божества. Но когда увидел его, понял, что это миф. Меня поразила необычная суровость, жесткость в его лице. Нахмуренные брови, усы, закрывающие рот, глаза, ничего не выражающие. Лицо демона, тогда подумал я. Он потрепал меня за волосы, но я не почувствовал тепла от его руки.
- Понятно теперь, откуда у вас революционный дух в коллекциях...
- Да-да, я по духу революционер - это наследственное. Мама Мариа Лусиа де Тринчерте из портних пришла к революционной деятельности - стреляла из револьвера, подкладывала бомбы. Очень сильная личность! Она привела в партию и Долорес Ибаррури, будущего ее руководителя. А отец из простого солдата превратился в первого генерала республиканской армии и командовал батальоном, который назывался "Россия". Он был расстрелян по приказу Франко. Поэтому, уехав в Париж в возрасте 17 лет, я не возвращался в Испанию, пока у власти стоял Франко. Не так давно побывал на родине. Это маленький рыбацкий поселок Пасахе, недалеко от Сан-Себастьяна. Из его жителей я единственный стал известным. Поэтому для моих земляков я как бог они даже собираются устроить музей в доме, где я родился. Но я далек от политики. И не жалею об этом. Быть художником - это для меня почетнее, чем звать на баррикады.
- Удивительно, что вы, воспитанный в "революционно-атеистической" семье, и верите в Бога, и предсказываете будущее.
- Этот дар у меня от бабушки. Ее тоже звали Мария, но она была полной противоположностью маме. Я расскажу вам сейчас такую историю. Дело в том, что в предыдущей жизни я был священником в стране басков. И у меня были проблемы с сердцем. Когда случился очередной приступ, меня похоронили заживо. Уже в могиле, очнувшись, я умер от удушья. С тех пор боюсь ночи и темноты. И уже в нынешней жизни с младенческих лет я не мог уснуть, страдал бессонницей. Однажды, когда мне было семь, я лежал в кровати и вдруг сильно захотел остановить время и перенестись в следующий день. Неожиданно ощутил легкость и увидел туннель, светящийся серебристым светом. И я двигался по нему. Оглянувшись, увидел свою комнату, кроватку и себя, а из сердца тянулась тоненькая серебристая нить. Утром рассказал об этом маме, она подумала, что у меня "поехала крыша". Затем поведал все бабушке. И та раскрыла тайну, сказав, что наша семья обладает чудодейственной силой. Но запретила мне кому-либо об этом рассказывать. Я молчал 60 лет.
- Вы помните свои предыдущие жизни. Знаете, кем окажетесь в следующей?
- Я пришел на Землю из созвездия Орла синего солнца Альтаир с моими учеными собратьями. Мы создавали здесь новую расу гуманоидов. Она выродилась. Я помню времена Атландиды. Но, увы, на землю я больше не вернусь. Это моя последняя жизнь. (Улыбается). Иду на повышение в другую галактику. Неужели вы ничего не помните о своих прошлых жизнях? Ведь мы с вами совершали вместе работы по генетике?
- Нет.
- Невероятно! Человеческий организм - это компьютер. У вас есть жесткий диск, который находится в сердце. При помощи медитации можно открыть его и получить всю информацию, которая там хранится. В своей последней книге я объясняю, как совершать путешествие внутри себя - 40 сантиметров от головы до сердца. Если вы не научитесь, то никогда не поменяете место жительства и будете вынуждены снова вернуться на эту планету. Пока вам не надоест...
- В 1999 году, вы предсказали апокалипсис Парижа после того, как на него упадет станция "Мир"...
- По поводу "Мира" я ошибся в расчетах. А что касается апокалипсиса и конца мира - это французские журналисты не так поняли меня и объявили сумасшедшим, предрекающим конец света. Это конец эпохи. Это именно то, что маги называют концом времен. В своей книге "Конец времен" я пишу, что наступает эра Водолея. Человек обретет новые знания, его развитие выйдет на иной уровень. На смену гомо сапиесу придет гомо спиритуалис. И одно из следствий этого - смесь полов, унисекс. Вы посмотрите, никогда в мире не было так много лесбиянок и гомосексуалистов, как сейчас.
- Вы по-прежнему делаете предсказания?
- Я могу видеть прошлое и будущее. Моя бабушка объясняла мне, что время - это не прямая линия, а спираль. Находясь на вершине витка, можно увидеть спирали впереди и сзади. Однако не всем это дано.
- Можете предсказать моду будущего?
- Нет, конечно. Мода - это движение эпохи, отражение жизни. В 1900 году дамы были домохозяйками, сексуальным и репродуктивным объектом. Они ходили в корсетах, неповоротливых юбках и шляпках с вуалью. А в 1914 году стригутся, надевают военную форму, в соответствии с жизненной ситуацией изменилась и мода. Сейчас тоже женщины постоянно носят брюки, ритм жизни обязывает. Мода развивается по спирали - спад, декаданс, дух барокко. Затем идет подъем - авангард, а после классика. Потом опять спад. Мы сейчас находимся на этой стадии. Но я очень верю в новый текстиль - появление "умной" ткани, которая дышит, не пропускает воду и меняет цвет. Я уже видел такие ткани в лаборатории.
- А что вы скажете о будущем России?
- Я не политик и не люблю о ней говорить. Но сегодня, поверьте мне, о России на Западе говорят с уважением. Ваша "перестройка" и последующие после нее годы вызывали на Западе снисходительно-насмешливое восприятие. Россию уже не воспринимали, как великую державу. Президенту Путину удалось переломить это восприятие. Сейчас возрождение России как великой страны у многих на Западе вызывает уважение, а у некоторых и беспокойство. Повторяю, я не политик, просто рассказываю вам о своих ощущениях обыкновенного жителя западной части Европы. Скажу только одно: солнце встает на Востоке. Будущее за вами.
Мы благодарим за помощь в организации интервью представителя Пако Рабанна в России Петера Радевича.