КИНО ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

... Больше всего времени уходило на дорогу. Мы летели из Москвы до Новосибирска, пересаживались на другой самолет и еще часа четыре добирались до Благовещенска. Потом переправлялись через неширокую пограничную реку Амур, где на одном берегу стоит российский Благовещенск, а на другом - прямо напротив - быстрорастущий китайский город-миллионник Хэйхэ. Две телевышки, две набережные смотрят друг на друга: летом, когда окна в квартирах открыты, слышно, как разговаривают люди на другом берегу. Кинофорум "переплыл" через реку, потом на поезде добрался до Харбина, заехал ненадолго в Пекин и снова вернулся в Благовещенск. И все это было "Амурской осенью".

"Амурская осень", как и соседствующий с ней по срокам проведения и по географическому положению фестиваль во Владивостоке, - кинофорумы для нашей страны стратегические. Эта формулировка высоких чиновников из Министерства культуры в принципе точно отражает суть вещей. Дальний Восток - регион, не освоенный ни отечественным фестивальным движением, ни робкими прокатчиками, которые пока отваживаются показывать российское кино только в больших городах европейской части страны. К тому же "Амурская осень" вот уже второй год выезжает в полном составе в соседний Китай. Выезжает с фильмами, актерами, продюсерами. Китайский рынок сегодня для любой национальной кинематографии - один из самых заманчивых и перспективных. Такого количества потенциальных зрителей нет больше ни в одной стране мира. А в Китае до сих пор помнят и любят старое советское кино. Здесь даже делают римейки любимых картин - несколько лет назад вышла китайская версия киноромана "Как закалялась сталь", а в дни "Амурской осени" в Хэйхэ и Благовещенске китайцы снимали "А зори здесь тихие".
Киноконкурс "Амурской осени" можно было бы назвать вторичным (главный приз, например, получила картина Станислава Говорухина "Благословите женщину", премьера которой прошла уже больше года назад), если бы не наличие в конкурсе нескольких премьер и модных фестивальных шлягеров. "Время жатвы" Марины Разбежкиной, "Ночь светла" Романа Балаяна - эти картины, вне всякого сомнения, входят в число тех, что определяют направление кинематографического движения. Среди названий, пока еще неизвестных нашему зрителю, стоит выделить "Дуру" Максима Коростышевского (призы за режиссуру и за лучшую женскую роль актрисе Оксане Коростышевской) - работа мощная и стильная, хотя и облеченная во вполне "народную" форму мелодраматического "женского" киноромана. Еще одна картина, возможно, не столь громкая, но серьезная и тонкая - "Маша" Сергея Ткачева. Здесь есть настроение, игра полутонов, режиссерская индивидуальность.
В этом году "Амурская осень" решилась на шаг почти безумный, но заслуживающий всяческого уважения. Кажется, впервые в истории нашего театра в Благовещенске устроили конкурс антрепризных спектаклей. Вывезти за несколько тысяч километров десяток хоть и мобильных, но все же громоздких спектаклей - с декорациями, костюмами, реквизитом - уже подвиг. Каждый вечер жюри во главе с Донатасом Банионисом приходилось отсматривать по два спектакля - занятие не из приятных, учитывая качество некоторых из них. К антрепризе у серьезной театральной критики имеется множество претензий. Большинство справедливы: эти "малоформатные" спектакли часто собираются на скорую руку и концентрируют все сценические штампы, накопленные историей театра. Посмотрев несколько спектаклей в Благовещенске, жюри констатировало: в антрепризе, как и в репертуарном театре, есть спектакли хорошие и плохие, честные и халтурные. И, скажем, удовольствие, доставленное благовещенской публике Ниной Усатовой, Кирой Крейлис-Петровой, Зоей Буряк, Александром Михайловым спектаклем "Любовь не картошка - не выбросишь в окошко", оказалось вполне полноценной театральной радостью. Без всяких скидок на антрепризную облегченность. Этот спектакль и стал главным событием "Амурской осени".