На Восточном экономическом форуме Владимир Путин в очередной раз задал вопросы о судьбе этого самолета
На экономическом форуме во Владивостоке Владимир Путин в очередной раз задал вопросы о судьбе самолета «Байкал», который должен был давно в нашем небе заменить трудягу Ан-2. «Мы откладываем и откладываем строительство и появление этого регионального, так нужного нам самолета», — в очередной раз сказал президент. И напомнил, что самолет этот «должен быть конкурентоспособным — и по своим техническим характеристикам, и по цене». Между тем в прошлом номере «Труд» подсчитал, что стоимость еще не летающего самолета уже выросла в четыре раза.
Напомним, что планы производства гражданских самолетов зафиксированы в комплексной программе развития отрасли до 2030 года. В мае этого года программа была в очередной раз пересмотрена — в частности, поставки первых «Байкалов» передвинуты с 2024-го на 2025-й. Но и в такие сроки мало кто из авиационных экспертов верит, потому что переносились уже не раз.
Как понимают посвященные люди, вопросы президента были прежде всего адресованы Денису Мантурову, бывшему главе Минпромторга, а с недавних пор первому вице-премьеру. Вот и на этот раз в кулуарах форума он объяснил журналистам, что сдвиг сроков создания регионального самолета «Байкал» связан с необходимостью импортозамещения двигателя и винта после введения антироссийских санкций. Которые действуют, напомним, два с половиной года, а чиновник с большим стажем как будто понял это впервые.
Дальше господин Мантуров бодро заверил, что теперь можно рассчитывать «на российский двигатель ВК-800, российский винт, который будет готов с сертификацией к концу 2025 года. А 2026 год — это уже сертификация непосредственно на самолете и начало поставки авиакомпаниям, которые подтвердили готовность в приобретении этого судна». То есть фактически признал, что поставки авиакомпаниям отодвигаются еще на год.
Насчет готовности в приобретении этого судна — большой вопрос. Узнав об аппетите изготовителей «Байкала» по части его предполагаемой стоимости, эксплуатанты схватились за голову: где взять такие средства? Что касается двигателя, разработанного КБ «Климов» более 20 лет назад, то и тут возникает масса вопросов. Например, хватит ли квалификации у работающих на Урале над двигателем специалистов, чтобы не просто довести его до ума, но и обеспечить с учетом малой мощности безопасную работу на одномоторном «Байкале»? Ведь ясно, что двигатель — сердце машины. Сказанное — не журналистские домыслы, а рассуждения одного из опытных спецов в этой области, пожелавшего остаться неназванным. Мало ли что может произойти в наше непростое время. Если речь о самолете, с упорством, достойным восхищения, поддержанном на самом верху, то как бы чего не вышло.
Напомним только, что выставленный на МАКСе-2021 «Байкал» уже тогда вызвал у экспертов недоумение. Это был очередной претендент на замену ветерана Ан-2 от компании «Байкал-Инжиниринг» — «дочки» АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Причем демонстрировался самолет еще в 2013 году, затем в 2015-м, его же вывозили в Жуковский в 2017 и 2019 годах. Тогда же у многих возникал и закономерный вопрос: что, за прошедшие годы так ничего с места не сдвинулось? Снова новый «Байкал» и снова готов к серийному производству? Так мало того, разработку «уникального» самолета Минпромторг (через Ростех) доверил рядовому авиаремонтному заводу. Не слишком ли много странностей?
Кстати, уже не впервые слышим, что президент Владимир Путин потребовал от чиновников дать разъяснения в связи с постоянным переносом сроков создания российского регионального самолета. «Стоимость и технические характеристики самолета должны быть конкурентоспособными, чтобы цена перелета на них была доступна для граждан. Ну а если как-то по-другому выглядит ситуация, надо тогда субсидировать», — отметил глава государства.
Похоже, за все недочеты опять придется заплатить из бюджета...