Зачем в школах появилось семьеведение?
С 1 сентября в российских школах появился новый предмет — семьеведение. Его станут преподавать ученикам 5-9-х классов. Подросткам расскажут о семье, роли каждого ее члена и важности этого социального института. Похоже, борьбу за улучшение демографии решили начать прямо со школьной скамьи.
Как объясняется, эта затея призвана воспитывать у детей приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, а цель предмета, как заявлено, — формирование у молодежи «просемейных установок брачности, многодетности и целомудрия». Предполагается, что спецкурс будет проходить в формате «разговоров о важном» или внеурочных занятий. Оценок и контрольных и практических занятий не будет.
Программа состоит из пяти разделов. В первом блоке школьникам расскажут, для чего создают семьи, об особенностях брачно-семейных отношений, роли мужчины, женщины и детей в семье. Они опять же должны понять, «насколько семья важна для сохранения и развития общества». В следующем разделе дети составят генеалогическое древо, исследуют родословную. Кроме того, они «изучат понятие дома как места защищенности, уюта и эмоциональной теплоты», узнают подробности ведения хозяйства, семейного бюджета.
Далее учащимся объяснят, на чем держится крепкая семья, как создать благоприятную атмосферу в доме и каковы способы разрешения конфликтов. В заключительном блоке подростков проинформируют о мерах поддержки семей с детьми, материнском капитале и ипотеке для молодых семей, а также об опекунстве и построении отношений с детьми, взятыми под опеку...
На вопрос, зачем нужен такой курс школьникам, Наталья Агре, директор Института воспитания, который разработал учебник, честно, хотя и несколько замысловато, отвечает: «Из мониторинга ценностных ориентаций молодежи мы, к сожалению, констатируем довольно низкое желание создавать семью и заводить детей, что является существенной демографической проблемой». Кроме того, Россия находится в топ-3 стран мира с самым большим количеством разводов. В стране разрушаются 73% брачных союзов. А 30 лет назад этот показатель составлял 42%, а 70 лет назад — всего 4%. Получается, начинать воспитывать «правильных» жен и мужей надо уже с детского сада?
Как отчитались чиновники, новый курс уже был протестирован в ряде регионов. И если до прохождения тестов в одном из лицеев Казани на вопрос «Ваше отношение к сожительству» отвечали «это нормально» 82% старшеклассников, то на финише таких стало 38%. В Самаре среди десятиклассников число не желающих создать семью сократилось в два раза, а число желающих создать многодетную семью, наоборот, увеличилось вдвое. Такие вот аргументы. Прогресс налицо? Или же дети просто дают ответы, которые от них хотят услышать?
Детские психологи говорят, что обучать подростков в средней школе основам семьи — это нормально и полезно, ведь романтические отношения они начинают заводить с 12-13 лет. И подобные курсы существуют во многих странах мира, обычно их ведут психологи в форме доверительной беседы. Однако в нашем случае есть проблема с организацией. «Семьеведение» повесят на и без того замотанных учителей. Знанием психологии мало кто из них может похвастаться, а о доверительном общении часто и вовсе речи не идет. В результате о семейных ценностях будет вещать Мария Ивановна, которая в 48 лет не замужем, или Нина Петровна, у которой трое детишек от разных мужей...
Мало того: чтобы построить счастливую семью, одного только знания брачных традиций недостаточно, утверждают специалисты. Тут все сложнее. «Старая модель семьи рушится — женщины стали больше зарабатывать, больше требовать от мужчин и рожать меньше детей, — рассказывает психолог Лариса Коробкова. — Когда-то в СССР была такая практика — муж пришел, всю зарплату жене отдал, и она распоряжается деньгами семьи по своему усмотрению. Сейчас все по-другому». Ну да, мужчины лишаются статуса добытчика, а женщины думают о самореализации и легко «разбрасываются» мужьями. Что с этим делать, толком никто не знает.
«Это мировая тенденция, — подтверждает психолог-социолог Александр Прудник. — Роли мужчины и женщины в обществе меняются, они становятся равноправными, у них одинаковые социальные функции, в результате в семейной жизни они перестают дополнять друг друга. Если нет тесной эмоциональной привязанности, семья заканчивается. Главная причина разводов в том, что многие в силу возможностей, образования, социального статуса могут прожить одни». Какое уж тут повышение рождаемости!
Любопытно, что даже поставленные во главу угла традиционные ценности, похоже, не очень-то помогают. Демографы объясняют: даже в мусульманских странах с государственной исламской религией происходит постепенное снижение коэффициента рождаемости (это среднее количество детей на одну женщину). Так, в Иране он сейчас 2,1, хотя в 80-е годы составлял 6,5. В Саудовской Аравии — 2,2 (а в 2000-е был 3,6). По-научному это называется «демографический переход»: продолжительность и уровень жизни растут, и семьи с большим количеством детей становятся редкостью.
В России коэффициент рождаемости составляет 1,5. В среднем по Евросоюзу он тоже 1,5, а выше всего во Франции — 1,8. Там повысить рождаемость удалось за счет притока мигрантов и развитой социальной политики в отношении детей и родителей. По мнению демографов, именно такие меры теперь срабатывают. У нас же то аборты предлагают запретить, то госпошлину за расторжение брака увеличивают. А вот выплаты к 1 сентября — только самым нуждающимся...
Главные причины плачевной демографической ситуации в России — отсутствие у граждан уверенности в завтрашнем дне и гарантий помощи государства в трудные моменты, — говорят эксперты. — Семьи банально боятся заводить детей. Ведь их мало родить — надо кормить, одевать, учить". Одними уговорами и дополнительными занятиями в школе эту проблему, увы, не решить.