Умер трехкратный олимпийский чемпион по вольной борьбе Александр Медведь
На этой неделе в Минске похоронили трехкратного олимпийского чемпиона, семикратного чемпиона мира по вольной борьбе Александра Медведя. Мне посчастливилось брать интервью у великого атлета, он всегда откликался на просьбу прокомментировать в «Труде» спортивные события. Его эрудиция сочеталась с даром прекрасного рассказчика, а завоеванные титулы — со скромностью и тактом.
Родился Медведь на Украине, вся карьера борца, тренера и спортивного деятеля прошла в Белоруссии, но себя он всегда называл русским человеком. «Предки по линии отца были из России, — рассказывал мне Александр Васильевич. — Они оправдывали нашу фамилию. Бабушка была ростом 1,92, носила обувь 45-го размера, ее так и звали: Медведихой. И дед не уступал ей в габаритах. Я поначалу рос мелким, но шустрым. Когда Белую Церковь заняли немцы, наша семья не успела эвакуироваться. В хате определили на постой офицера. Вот первые мои воспоминания. Шастал я по округе, возвращаюсь домой. А там лицом к стене стоит вся моя родня. Фашисты с автоматами наизготовку, орут что-то. Мама мне: «Саша, сынок, это ты вытащил железяку из кобуры? Верни, а то дядя нервничает». Мне пришлось лезть на чердак и вытащить из-под сена пистолет. Было мне тогда четыре года...
Потом энергии во мне не убавилось, но родители направляли ее в мирное русло — по хозяйству делал все, помогал отцу в его работе лесником. Ну и бегал, прыгал, играл в баскетбол. А в армии стал бороться».
За 12 лет Медведь потерпел лишь одно поражение — с травмированным голеностопом занял второе место. Но со всеми соперниками умудрялся сохранять дружбу. Даже когда на турнирах в Тбилиси одного за другим укладывал любимцев местной публики, зрители выражали не досаду, а искреннюю любовь: подхватывали его на руки и несли к кому-нибудь домой или в ресторан. С турецким чемпионом Ахметом Айиком он дружил до последних дней, хотя тот по окончании спортивной карьеры признался Медведю, что перед схватками с ним мазался особым маслом, которое не могли распознать судьи на ковре. А еще всю жизнь крепко дружил с Вильфридом Дитрихом из ФРГ. Ездили друг к другу в гости. И когда немец скончался, его родня даже задержала сроки похорон — чтобы Саша успел доехать и попрощаться с другом...
Александр Васильевич побывал на всех летних Олимпиадах, с 1964 года — как спортсмен, потом тренер, судья, а в последнее время — как глава НОК Белоруссии. Он 30 лет возглавлял Олимпийский комитет республики. Знал английский и немецкий, освоил сложную фототехнику и издал несколько красочных альбомов с фотографиями, выполненными на спортивных аренах, на природе, на улицах разных городов. Оставил о себе яркую и добрую память навсегда.