«Брат-2» живее всех живых

Зрители назвали 50 лучших отечественных картин, снятых в XXI веке. Обозреватель «Труда» представляет список своих предпочтений

Сайт «Кино Mail.ru» составил рейтинг лучших, по мнению российских зрителей, отечественных фильмов XXI века. Топ-50 подготовили на основе оценок и количества голосов пользователей проекта. Получился рейтинг, который интересно изучать и анализировать.

Итак, первое место в зрительских предпочтениях заняла криминальная драма Алексея Балабанова «Брат-2» с Сергеем Бодровым — младшим. Картина вышла в 2000-м и сразу обрела культовый статус. На мой взгляд, она значительно уступает по своим художественным достоинствам первому «Брату» (1997), но, видимо, нашим зрителям оказался близок герой, который почти четверть века назад сформулировал максимы, прицельно попавшие в умонастроения россиян: «Сила в правде», «Мы, русские, не обманываем друг друга», «Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите», «Русские на войне своих не бросают»...

На втором месте оказалась метафизическая драма Павла Лунгина «Остров», вышедшая в 2006 году, на пике возрождения интереса к православию. Роль старца, который всю жизнь пытался замолить совершенный в прошлом грех, сыграл (а вернее, прожил) актер и рок-музыкант Петр Мамонов, сам на старости лет пришедший к Богу после загулов бурной молодости. Замкнул тройку лидеров фильм «Брестская крепость» (2010) Александра Котта, который в традициях советского кино воспроизвел один из важнейших и знаковых эпизодов Великой Отечественной.

Среди полусотни картин, которые зрители посчитали лучшими, — работы самых разных жанров. Это и традиционные для нашего кино военные драмы, их в списке больше всего («В августе 44-го», «9 рота», «Сталинград», «Битва за Севастополь», «Кукушка», «Звезда», «Война», «Батальонъ», «Поп», «Т-34»). И драмы социально-психологические («Дурак», «Аритмия», «12», «Географ глобус пропил»). И космические блокбастеры («Время первых», «Салют-7», «Вызов»). И фильмы-катастрофы («Метро», «Экипаж»). И криминальные боевики («Бумер», «Жмурки», «Сестры»).

А также исторические ленты («Адмиралъ», «Турецкий гамбит», «Статский советник»). И ставшие значимой приметой современного кинопейзажа спортивные драмы («Легенда № 17», «Движение вверх», «Поддубный»). И, наконец, зрелищные комедии, сказки, мелодрамы («День выборов» и «День радио», «Неадекватные люди», «ДМБ», «Приходи на меня посмотреть», «Тариф новогодний», «Елки», «Холоп», «Чебурашка», «Призрак», «Лед 2», «Последний богатырь»).

В рейтинге зрительских предпочтений, увы, не оказалось ни одного фильма Александра Сокурова, Алексея Германа — старшего (как, впрочем, и младшего), Андрея Кончаловского, Сергея Соловьева, Андрея Смирнова, Алексея Федорченко, Кирилла Серебренникова, Василия Сигарева, Алексея Попогребского, Кантемира Балагова, Кирилла Соколова, Ивана Твердовского, Анны Меликян и других ярких представителей авторского кино. Всего одним фильмом — «Возвращение» (22-е место) — представлен в списке лучший, по моему мнению, отечественный режиссер последних десятилетий Андрей Звягинцев. Его острые социально-критические фильмы «Левиафан», «Елена», «Нелюбовь», триумфально прошедшие по мировым экранам, наверное, показались нашим зрителям чересчур радикальными.

Впрочем, одним фильмом («12», 27-е мес-то) представлен в списке и Никита Михалков, его «УС — 2», который позиционировался как «великий фильм о великой войне», судя по всему, не был оценен современными зрителями. Как и чересчур вольная экранизация бунинского «Солнечного удара». Остается надеяться на понимание будущих поколений. Они же, может быть, оценят и фильмы Карена Шахназарова, который снимает часто и с явным расчетом на зрительский успех, но всякий раз пролетает мимо кассы. Видимо, постоянные бдения в телевизионном эфире не идут на пользу творческой интуиции.

Наверное, не надо относиться к этому рейтингу слишком серьезно, полагаться на усредненный массовый вкус. Но меня искренне порадовало, что в списке зрительских предпочтений практически не оказалось фильмов позорных, «злачных», которые в большом количестве производит, к примеру, Сарик Андреасян («ЛОпуХИ», «Беременный», «Что творят мужчины», «Тот еще Карлосон!») и ему подобные творцы. Да и раздутый в свое время Первым каналом фильм «Ночной дозор» про кровавые пиршества вампиров в Москве занимает в списке 50-е место. Все-таки грамотного зрителя на мякине не проведешь:

Сравнение первой четверти нынешнего века с последними десятилетиями века предыдущего не входило в задачи рейтинга, но добавлю некоторые наблюдения и цифры уже от себя. В постперестроечные годы наше кино находилось в нелегком положении. Фильмов снималось мало, хотя среди них были и выдающиеся работы — «Утомленные солнцем» и «Урга» того же Михалкова, «Время танцора» Вадима Абдрашитова, «Макаров» и «Мусульманин» Владимира Хотиненко, «Вор» Павла Чухрая, «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова, «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина. Другое дело, что голливудские боевики теснили их на обочину экрана. Помню времена, когда доля российского кино в прокате составляла ничтожные 2%.

Сегодня у нас ежегодно снимается порядка 250 фильмов только для большого экрана. А доля российского кино в прокате после ухода с нашего кинорынка крупных голливудских студий составляет 85%. Словом, российское кино растет, развивается. Не скажу, что это движение вверх или вглубь (фильмов-событий становится все меньше, сугубо развлекательного контента все больше, а фестивальных побед за пределами нашей страны не наблюдается вовсе), но есть хотя бы движение вширь. И нынешний зрительский рейтинг, в котором представлены разножанровые и в массе своей достойные, качественные фильмы, подтверждает это.

Топ-25 отечественных фильмов XXI века по версии нашего кинообозревателя

(в хронологическом порядке)