Гостями авиасалона в Жуковском с 27 августа по 1 сентября стали без малого 600 000 человек. Сумма заключенных контрактов превысила 250 миллиардов рублей, а с учетом соглашений по линии военно-технического сотрудничества – до триллиона. Чем еще запомнился гостям и участникам МАКС-2019?
Первые лица
Главным событием первого дня работы авиакосмического салона, вне всякого сомнения, стал визит президента России Владимира Путина и его турецкого коллеги Тайипа Реджепа Эрдогана. Главы государств осмотрели часть экспозиции, обратив особое внимание на некоторые образцы техники, в том числе военной. Наибольший интерес у турецкого президента вызвали российские истребители Су-57 и Су-35, вертолеты Ка-62 и Ми-38, а так же амфибия Бе-200, успевшая неоднократно доказать свою эффективность в борьбе с природными пожарами. Кроме того, главы государств осмотрели новейшую российскую разработку в области гражданской авиации – среднемагистральный лайнер МС-21.
Интерес турецкой стороны к МАКС-2019 объясним. В условиях реализации стратегии по постепенному снижению зависимости вооруженных сил Турецкой республики от образцов вооружений стран НАТО, выбор в пользу российских производителей техники вполне логичен. Тем более, как подчеркнул в своем выступлении Владимир Путин, Россия готова развивать с Турцией предельно широкое научно-техническое сотрудничество, предполагающее, в том числе, организацию совместного производства самолетов и вертолетов на территории Турецкой республики.
В свою очередь Тайип Реджеп Эрдоган заявил, что возлагает большие надежды на расширение военно-технического сотрудничества с Российской Федерацией и видит в нем основу для будущего прорыва в космических технологиях.
Экспозиция
МАКС-2019 подтвердил реноме одного из самых заметных аэрокосмических событий мира. В этом году в салоне приняли участие 827 компаний из 33 стран. Впервые партнером выставки выступила Китайская Народная Республика, чья экспозиция размещалась в отдельном павильоне площадью более 3 000 квадратных метров. Общая площадь выставочных площадей МАКС-2019 превысила 45 000 квадратных метров, из них 26 500 – в павильонах.
На МАКС-2019 состоялась мировая премьера среднемагистрального пассажирского лайнера МС-21-300. Представить широкой публике эту новейшую российскую разработку планировали еще на предыдущем салоне, но на тот момент МС-21 еще не успел пройти весь комплекс заводских летных испытаний. На этот раз презентация состоялась: два лайнера украшали собой наземную экспозицию, а еще один принял участие в летной программе.
Повышенным вниманием гостей выставки пользовался и макет дальнемагистрального лайнера CR929, российско-китайской разработки, которой прочат большое коммерческое будущее.
На МАКС-2019 впервые увидел свет экспортный вариант СУ-57. Холдинг «Вертолеты России» представил публике средний многоцелевой вертолет КА-62, первый серийный образец МИ-38 с мягким салоном, а также вертолет «Ансат» с VVIP салоном.
Среди образцов иностранной техники выделялись ранее не экспонировавшиеся в нашей стране ближнемагистральный Embraer E-195, бизнес-джет Pilatus PC-24 и легкий Piper M500.
На МАКС-2019 в отдельную экспозицию была вынесена авиация общего назначения, на которой было представлено несколько десятков беспилотных летательных аппаратов, в том числе и тяжелых, полезная нагрузка которых составляет несколько сотен килограммов. Такая техника имеет хорошие перспективы применения в самых разных отраслях народного хозяйства и в транспорте.
Деловая часть
По сравнению с предыдущим авиакосмическим салоном на МАКС-2019 заметно возросла деловая активность, интенсивность встреч и переговоров. Общее число специалистов, посетивших в этом году МАКС, превысило 143 тысячи человек, что гораздо больше показателей прошлых лет.
Прямым результатом возросшей активности стали контракты и соглашения на поставку авиационной техники. Крупнейшие сделки были совершены по новейшему российскому лайнеру МС-21, пассажирскому SSJ-100, а также вертолетам Ми-8АМТ и «Ансат».
По словам представителей компании Air Charter Service, суммарный деловой потенциал МАКС-2019 в гражданском сегменте оценивается примерно в 400 миллиардов рублей. Результаты по линии военно-технического сотрудничества оценить гораздо сложнее, но очевидно, что объем заключенных контрактов составляет несколько миллиардов долларов.
Полетная программа
Украшением летной программы любого авиасалона являются выступления пилотажных групп. И в этом смысле на МАКС-2019 было на что посмотреть. Российскую Федерацию представляли «Стрижи», «Русские витязи», «Соколы России», «Русь», «Первый полет», «Колибри». Кроме того в небо над Жуковским поднялись пилотажные группы из Прибалтики Baltic Bees Jet Team и ANBO.
В общей сложности в летной программе МАКС-2019 приняли участие более 80 самолетов и вертолетов, 39 из них - в составе пилотажных групп. С учетом наземной экспозиции, общее количество представленных на МАКС-2019 воздушных судов составило 202 единицы.