Как наследника освобождали из застенка

Последний год в Северной столице выдался урожайным на клады. Эти находки - и повод для радости, и головная боль

Как уже сообщал «Труд», на днях неизвестный живописный портрет цесаревича Алексея был обнаружен строителями при реставрации старого особняка в Царском Селе (город Пушкин). Находкой уже заинтересовались историки. А пока очевидно: она не первая и не последняя.

Весной прошлого года в особняке Нарышкиных на улице Чайковского, 29, строители-реставраторы наткнулись на потайную комнату, под завязку набитую золотыми и серебряными предметами старинной чеканки. Потом было «явление» дореволюционной иконы Богородицы за ставнями в одном из городских кафе. И вот очередная находка, на этот раз рядом с музеем-заповедником «Царское Село». Там при реставрации одного из корпусов бывшего Пажеского корпуса, в Кавалерском доме, рабочие наткнулись на аккуратно свернутое в рулон полотно. Оно было упаковано в ветхий сюртук и газеты. Развернув сверток, строители увидели (и даже узнали в лицо!) портрет наследника престола цесаревича Алексея (Романова).

— Все произошло случайно. Мы разбирали облицовку у окна, — рассказал рабочий Иван Киргизов. — За облицовкой были старые кирпичи. Стали их вытаскивать и в нише между карнизом и стеной нашли сверток...

Находку сразу решили отнести в музей-заповедник «Царское Село». Благо он совсем рядом с Кавалерским домом. Сотрудники музея теперь восстанавливают историю создания портрета и тайника.

По некоторым приметам можно предположить, что спрятана картина была не позже осени 1917-го, когда к власти уже пришли большевики и все упоминания о царской фамилии вызывали у них болезненно-агрессивную реакцию. Пачка старых газет, хранившихся в свертке, датирована именно этим годом. Газета «Новое слово» считалась тогда изданием консервативного толка. Складывается такая версия: кто-то из хозяев данного дома по Садовой улице Царского Села, опасаясь репрессий, решил от греха подальше убрать с глаз портрет представителя царского дома (с именем которого, к слову, после отречения Николая II многие связывали будущее России). В те годы дом занимал Борис Герарди, начальник дворцовой полиции, и его семья.

— Автор найденной картины пока неизвестен, — рассказала корреспонденту «Труда» Лариса Бардовская, главный хранитель музея-заповедника «Царское Село». — На холсте размером 60 на 75 см есть инициалы, но их надо расшифровывать. Скорее всего, это работа одного из двух малоизвестных сегодня в России художников начала прошлого века. Фамилии их пока называть не буду, чтобы не будоражить историков и коллекционеров. Написан портрет маслом. Цесаревичу на нем 10 лет. Скорее всего, писал его художник не с натуры, а с фотографии или с открытки — их много было выпущено тогда в империи. Состояние самого полотна вполне терпимое, но реставрация необходима, и как можно скорее. У нас в заповеднике есть замечательные специалисты. Но когда сможем начать восстановление полотна, пока не ясно. Ведь хозяин дома, где нашли картину, официально нам ее еще не передал. Устного заявления здесь недостаточно: без документов о передаче мы не можем проводить экспертизу и реставрацию полотна.

Двухэтажный Кавалерский дом постройки середины ХVIII века предназначался для проживания служащих царского двора. Это был казенный дом жилого фонда Царскосельского дворцового правления. В советское время и до последних лет он жилым и оставался. С той только разницей, что обитавшие в нем люди никакого отношения к музею в большинстве своем не имели. С недавних пор здания на Садовой администрация Пушкина стала распродавать. Владелец того самого, где найден портрет, — московский бизнесмен. Купив особняк, он расселил жильцов и взялся за капитальный ремонт.

— О том, что это здание продано, мы в музее, конечно, знали, — рассказывает Лариса Бардовская. — Как и соседнее, известное как дом Карамзиной, в котором неоднократно бывали Пушкин, Жуковский и другие представители великой русской культуры. Мимо них я хожу на работу. Со стороны фасада выглядят они привычно. Но вот случилась находка в Кавалерском доме. Мы с коллегами помчались туда и были ошеломлены открывшейся неприглядной картиной: со стороны двора исторический особняк практически разрушен! Снесены, в частности, летние комнаты, терраса. Почему? Кто давал разрешение? По моим сведениям, перед началом реконструкции не были проведены обязательные в таких случаях археологические изыскания. А ведь дом легендарный во всех отношениях — и с исторической, и с культурной точек зрения.

Вот и нынешняя сенсационная находка портрета цесаревича вскрыла массу серьезных проблем в деле сохранения исторического наследства. Спасибо строителям, что не выбросили сверток на свалку. Но по-хорошему перед началом ремонтных работ надо привлечь историков, поднять архивы, установить биографию дома. Не исключено, что еще какие-то реликвии могут храниться в других нишах, в подполе, на чердаке...

Как тут не вспомнить то, что случилось весной прошлого года в особняке Нарышкиных. Клад на самом деле был найден там гораздо раньше, чем информация о нем «вышла в люди». Два рабочих из числа мигрантов, обнаружив «злато-серебро», несколько дней выносили содержимое потайной комнаты в мешках со строительным мусором и лишь случайно были однажды остановлены охраной:

Находка в Царском Селе по-своему замечательна. Но невольно ловишь себя на мысли: сколько еще подобных исторических реликвий, драгоценностей, архивов может храниться в старых петербургских домах, активно распродаваемых сейчас частным инвесторам!