Репортер «Труда» принял участие в международном фестивале «Спасская башня», который сейчас проходит в Москве
В кулуарах нас прозвали черной сотней. Ни профессиональные оркестранты в парадных мундирах, ни тем более зрители поначалу не понимают, что делают эти полтысячи гражданских в смокингах и в концертных платьях на исходной позиции на Васильевском спуске. Кто-то скептически усмехается, кто-то подтрунивает на самых разных языках — от корейского до финского. Но когда под самый занавес шоу мы четко проходим сквозь каре суворовцев, в темном воздухе повисает многозначительное уважение.
Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня» на главной площади российской столицы устраивают пятую осень подряд. Если же вспомнить вдобавок пилотную версию — успешно проведенную в 2007-м «Кремлевскую зорю», — история, написанная на наших глазах организатором и идейным вдохновителем этого праздника главным военным дирижером России Валерием Халиловым, получается солидная. На этот раз в Москву приехала тысяча лучших военных музыкантов и воинов почетных караулов из 13 стран мира. Включая генеральный прогон для журналистов, концерты идут девять дней подряд вплоть до ближайшего воскресенья.
Впервые в рамках фестиваля — большая красочная программа со свободным доступом посетителей прямо на Красную площадь. Называется этот интереснейший проект «Спасская башня — детям», и ежедневно с 11 до 16 часов его площадку могут бесплатно посетить все желающие (не возбраняется приходить и взрослым без малышей). Здесь вас обучат азам ухода за лошадью, раскроют секреты владения шашками (которые из ножен) и шахматами (проводятся открытые блицтурниры для участников и зрителей). И это не говоря о выступлениях детских духовых оркестров и показательной программы Кремлевской школы верховой езды, для которой возле Исторического музея специально разбили манеж!
Ну а вечером начинается главное. Подробно описывать красочные дефиле лучших мировых военных оркестров и подразделений охраны глав государств — занятие неблагодарное. Режиссуру организаторы выстроили вокруг двух смысловых лейтмотивов: «когда говорят музы, пушки молчат» и знаменитой поэтической фразы Киплинга о Западе и Востоке. И Запада, и Востока, и пушек, не говоря уж о парящих надо всем этим музах, здесь хватает. Спустя четыре года демонстрирует свое искусство на Красной площади Шаолиньский монастырь (пусть некоторые недоверчивые граждане и уверяют, будто это всего лишь одна из нескольких китайских концертных трупп, не имеющих прямого отношения к послушникам легендарной обители). Звездой фестиваля стал оркестр Королевского военно-морского флота Нидерландов, совместивший традиционный плац-парад с хитроумными перемещениями воинов с горящими факелами на металлических жезлах. В этом пиршестве — множество вишенок на торте: от лазерных картин на фасадах Покровского собора до изумительной пьесы для ударных на восьми садовых бочках и трио электропил (причем исполняющий этот шедевр Центральный оркестр Швейцарской армии не поленился скрупулезно настроить инструменты в чистую квинту).
У автора этих строк полторы недели — День сурка. Каждый вечер я иду не к жене с детьми, не на футбол, не к компьютеру заметки писать — неизменно подхожу к разбитым на задворках военным палаткам как раз тогда, когда заканчивает свое искрометное выступление Оркестр полиции Абу-Даби. В это время за кулисами уже настоящий Вавилон: тирольцы вперемешку с белорусами стоят в очереди к туалетным кабинкам, словенцы помогают японцам донести горячие чашки с растворимым кофе из кулера к шатру, бравые ребята из Оркестра войск связи Версаля вовсю кокетничают с аппетитными шотландками из Сводного оркестра волынок и барабанов Соединенного Королевства (мама, почему ты не родила меня горцем?!).
О, нам уже командуют построение. Вчера тут кто-то пренебрежительно бросил: мол, этих «пиджаков» взяли, только чтобы заполнить паузу перед финальным построением всех оркестров. Начинается дождь, и пиджаки (как в кавычках, так и без) моментально становятся мокрыми. С удивлением замечаю: к пятому вечеру пройти по скользкой бугристой брусчатке почти получается в ногу и в такт. Где-то в черной дали стоит дирижер — заслуженный артист России Леонид Павлов. Мне, как и большинству других певцов, его не видно, но пятисотголосый хор вступает слаженно. После песни «Ах ты, степь широкая» трибуны одобрительно кричат: «Круто! Молодцы!» И уже под трибунами я с удивлением осознаю: оказывается, можно маршировать и под песню «Если бы парни всей земли...» Соловьева-Седого, на марш вроде бы совершенно не похожую.
А ведь мне будет не хватать тебя, «Спасская башня», когда все закончится. Но есть еще три вечера! Спешите видеть. И слышать.
Билеты в кассах на последние три представления еще есть. Правда, самые дешевые, в 10-й сектор (где видно хуже всего), давно распроданы. Цена остальных на субботу и на воскресенье колеб-лется в зависимости от мест от 1200 до 7200 рублей (в пятницу вход несколько дешевле). Эти расценки действуют в официальных розничных точках продаж на Манежной площади и на улице Ильинка. У остальных продавцов возможны наценки.