Сегодня нет ничего тайного, что не стало бы явным
Завтра в Москве — «день тишины», как и в других областях и городах России, где в воскресенье пройдут региональные и муниципальные выборы. Причем власти всех этих регионов обещают, что выборы будут максимально честными. Что самое интересное — всего через день мы сможем это проверить на собственном опыте. Если, конечно, захотим.
В штабе главного московского кандидата Сергея Собянина (социологи прогнозируют его победу уже в первом туре) утверждают: «Мы сделали все от нас зависящее, чтобы эти выборы были честными». В прессу попала инструкция, которая рассылалась руководителям участковых избирательных комиссий в Северо-Западном административном округе столицы. Документ читается как песнь о демократии: никаких дополнительных списков, никакого голосования для сотрудников предприятий непрерывного цикла, правоохранительных органов и т. д. Председатели избиркомов обязаны обеспечить беспрепятственную работу членов комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей, предоставив им свободный доступ к любой избирательной информации, возможность фото- и видеосъемки, незамедлительное рассмотрение жалоб и предложений...
Особо отметим: такие директивы в столице нынче рассылает сама власть. Мэрия знает об этих рассылках и одобряет, поскольку, как говорят в правительстве Москвы, они «направлены на повышение честности и прозрачности выборов». Удивительно? Еще как — если сравнивать с выборами прошлых лет. Но ведь очень разумно! Хотя бы потому, что шила в мешке не утаишь.
Конечно, все мы и раньше знали о массовых подтасовках — и в советские, и в новые времена. Смеялись или плакали, когда в иных регионах за кандидатов от власть имущих голосовали больше 100% избирателей, а главы избиркомов порой сигали в окна, унося от независимых наблюдателей сфальсифицированные протоколы, и так далее. Но раньше разоблачениями подтасовок занимались малочисленные группы оппозиционеров, которые без особых успехов пытались собирать доказательства. Теперь их можно без труда получить от «широких масс рядовых избирателей» — всех вместе и каждого по отдельности. И случится это даже не из-за повышения уровня гражданского самосознания общества, а ввиду новой информационной оснащенности россиян.
Вспомним недавний случай на железнодорожном переезде в подмосковной Щербинке, когда электричка сшибла выехавшую на рельсы иномарку и протащила больше сотни метров.
Железнодорожники обвинили в случившемся автомобилиста, якобы объехавшего закрытый шлагбаум. Но почти сразу в интернете появился видеоролик с четкой записью: пострадавшая машина следовала через переезд в плотном транспортном потоке, а шлагбаум был поднят! Следствию пришлось искать подлинного виновника ЧП.
На минувшей неделе любительская видеозапись разоблачила вранье столичных гаишников, объявивших, что самый первый номер новой серии — А001АА777 (такие номера продаются очень дорого) достался просто за гос-пошлину обычной московской автомобилистке, которая повесила его «на недорогую машину популярной среди россиян марки». Через день в интернет-сообществе «Синих ведерок» появилось фото того самого недорогого автомобиля с «бесплатным» номером: им оказался Mercedes GL 350 4Matic ценой 5 млн рублей.
Или, скажем, министр финансов РФ Антон Силуанов обвинил чеченское руководство в огромных тратах на служебный автотранспорт (в среднем по России на сотню госслужащих приходится 6 автомашин, а в Чечне — 27). Глава Чечни Рамзан Кадыров обиделся и возразил: машин много потому, что не списываем, ездим на развалюхах. В интернете моментальный ответ — видео автомобильного кортежа главы республики в составе 56 сверкающих лаком новеньких лимузинов престижных марок...
Такие примеры множатся день ото дня. У многих россиян уже появились вкус и охота к такого рода фото- и видеосъемкам, к документальным, а не голословным обвинениям в адрес мошенников и воров любого профиля и ранга. Надо думать, что и на нынешних выборах во всех городах и весях найдется немало добровольцев-наблюдателей с камерами или даже просто мобильниками, которые постараются применить свои фото- и видео-игрушки по прямому назначению. К тому же послезавтра в Москве, например, во время выборов мэра штабы двух кандидатов и две мощные социологические службы — ВЦИОМ и ФОМ будут проводить эксит-поллы, которые способны вполне доказательно выявить явные фальсификации, если таковые будут. То есть всяких жуликов и подтасовщиков будут ловить, что называется, за обе руки.
Можно предположить, что многим чиновникам непросто расставаться с пресловутым административным ресурсом как главным методом организации избирательного процесса во имя удержания власти в своих руках. Но чем больше будет лжи, тем громче прозвучат разоблачения, которых в конечном счете никому не избежать. Так стоит ли рисковать, если это может выйти боком?
И все-таки главное, коренное отличие нынешних выборов будет в другом: на них впервые сама власть не просто объявила, что намерена бороться за честность и прозрачность, но и делает для этого немало реального. А это означает, что впервые власть интересует не ближняя цель — результат любой ценой, а долговременные последствия — реальная легитимность будущих губернаторов, мэров и депутатов. С чего начинается и без чего не может состояться полноценное гражданское общество.