НЕТ, ОН НЕ ПОХОЖ НА ИДИОТА

Эпистолярный жанр снова в почете. После неудачного выступления легкоатлетической сборной на

Эпистолярный жанр снова в почете. После неудачного выступления легкоатлетической сборной на чемпионате мира выяснилось, что более 30 спортсменов написали письмо руководителю Росспорта Вячеславу Фетисову. Просят оставить отстраненного от должности главного тренера Валерия Куличенко в команде. Ведь до Олимпиады меньше года.
Еще раз очень коротко напомним суть действительно серьезнейшего дела. После того, как рекордсменка мира в метании молота Татьяна Лысенко и ее подруга по тренировочной группе Екатерина Хороших попались на употреблении вещества, которое иностранные проверяющие сочли запрещенным, их тренер объявил, что эти пищевые добавки продавал им главный тренер сборной Куличенко. Валерия Георгиевича отстранили от руководства до выяснения обстоятельств. А сборная, все нити управления которой по-диктаторски держал в собственных ежовых рукавицах главный тренер, неудачно выступила в Осаке. И на сборы во Владивосток отправилась на неделю позже, и спортсменам без Куличенко, главного тренера с 1998-го, и просто тренера сборной с 1972-го, было неуютно.
На многих чемпионатах и на олимпиадах Валерий Георгиевич сидел, как ни странно, в ложе прессы рядом с журналистскими мониторами. Чем, кстати, вызывал негодование у консервативных сотрудников Международной федерации легкой атлетики. По 250 - 300 дней Куля, так звали его за глаза все спортсмены, мотался по сборам. На нем держалось все, и иногда казалось, что берет он на себя чересчур много. Остальные наставники невольно уходили на второй план на фоне этого энергичнейшего человека 1939 года рождения.
Кажется, что афера с приемом непонятных стимуляторов напоминает то, что среди работников милиции именуется "висяком". Сам Куличенко трактует всю историю по-своему, и, быть может, хотя бы из определенного уважения к 45 годам в сборной, имеет право быть услышанным. Вот отрывки из стенограммы вчерашнего телефонного разговора с редакцией:
- Никто еще не доказал, что вещество, которое употребляли Лысенко и Хороших, содержит нечто запрещенное ВАДА. Такое заключение вынесли высшие российские медицинские светила, а не спортивные доктора. Да, этим препаратом лечат СПИД и рак, что никак не мешало применять их спортсменам для восстановления.
И разве я похож на идиота, который решится давать допинг мировой рекордсменке? Ее же, естественно, постоянно проверяют. Только кретин может решиться подсунуть знаменитым метательницам запрещенное вещество.
Шесть лет назад ко мне подошел молодой парень из городка Батайска. Сам Николай Белобородов был никаким не тренером, а ремонтировал автомобили. Но любил спорт и отыскал в своем городке двух способных девочек-метательниц и еще одного паренька. И все эти годы я этому Белобородову помогал. И вот получил за помощь. Когда разыгралась вся история, он предложил мне сначала уплатить ему 500 тысяч долларов и пообещал, что тогда возьмет всю вину на себя. Потом речь зашла о моей даче: ее, а уже не деньги, я должен был просто так взять и отдать Белобородову. Затем начался жесткий шантаж. Меня на стоянке поймал какой-то "браток". Странно, но он знал обо всех моих семейных делах и даже о беременности невестки. Посыпались такие угрозы, что я вынужден был вывезти на некоторое время жену сына из Москвы.
О письме в мою защиту я узнал уже после чемпионата. Его подписали, как мне рассказывают, не 30, а около 80 спортсменов, причем ведущих. Ну и что? Это уже не поможет. Жаль, не разрешили поехать на сборы во Владивосток. Будь я там, сборы прошли бы с гораздо большим толком. Помог бы я избежать некоторых ошибок. Но с тем, что в Осаку ехать мне было никак нельзя, я согласен. Переживал я за команду страшно. В среду к 16 часам меня вызывают в Росспорт и объявят об увольнении.
Слава Богу, что я выжил, обошлось без инфаркта и без операции. Меня зовут в иностранные сборные - Белоруссии, Украины, Румынии. Но я никуда не пойду. Я - русский человек, как смогу работать против своих? Но без работы я все равно не жилец. Помру...
ТОЛЬКО НЕ НАДО ДОВОДИТЬ ДО РАСКОЛА
Сразу после того как стало известно о письме легкоатлетов в поддержку Куличенко, корреспонденты "Труда" связались с ведущими спортсменами и тренерами сборной России.
Вячеслав ЕВСТРАТОВ, тренер олимпийского чемпиона в беге на 800 метров Юрия Борзаковского, чья подпись тоже стоит под письмом, признался, что сам он никаких документов не подписывал. А с Юрой на эту тему не говорил, ничего ему не советовал, потому как его подопечный - человек взрослый и сам все может правильно для себя решить.
Юрия Борзаковского мы дома не застали. Жена Ирина сказала, что он уже ушел на тренировку, но они успели подробно обсудить вопрос с тем самым письмом. Как вспоминает Юра, во Владивостоке ему принесли бумагу с подписями и предложили поставить и свою. Но при этом толком не объяснили, что за бумага. Спортсмену сборной подобных подписей приходится ставить много: за получение одежды, за обеспечение питанием, жильем на время сборов... Вот Юра по своей беспечности и "подмахнул, не глядя". А только теперь узнал о сути конфликта, в который таким образом был втянут. Сейчас находится в размышлении: делать ли какие-то официальные заявления?
Владимир РЫБАКОВ, отец серебряного призера чемпионата мира по прыжкам в высоту Ярослава Рыбакова, заявил, что "активной общественной деятельностью в сборной ни он сам, ни его сын не занимаются".
- Владимир юрьевич, но ведь в некоторых СМИ сообщают о 50 ведущих легкоатлетах сборной, подписавших обращение.
- Ну значит, Ярослав не входит в число ведущих. Мы готовимся показывать высокие результаты и распылять силы на "дипломатическую" работу не собираемся. Кандидатура главного тренера сборной принципиального значения не имеет. Потому как большую часть тренировочной работы нам удобнее проводить вне пределов сборной, по индивидуальному графику, и даже индивидуально готовя себе пищу.
А олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту Елена СЛЕСАРЕНКО сказала нам по телефону, что она действительно подписывала письмо в поддержку главного тренера:
- Произошло это еще во Владивостоке, где сборная России готовилась к чемпионату мира. Я не знаю, кто инициатор письма. До меня под ним подписались уже больше десятка спортсменов. Идея мне показалась здравой. Я ни в коей мере не против и. о. главного тренера Валентина Михайловича Маслакова, но он в данной ситуации попал в очень сложное положение. Ему придется разрываться между своими ученицами: Юлией Печенкиной и другими бегуньями высокого класса - и большим фронтом работы по руководству сборной. Ведь Куличенко контролировал деятельность порядка 1500 человек: сюда включаю не только "взрослую" сборную России и ее ближайший резерв, но и молодежные, юниорские команды, тренеров, а также большой штат работников разной специализации. И в целом Валерию Георгиевичу эта нелегкая работа удавалась. Не хочу его идеализировать - он порой действительно бывал грубоватым с некоторыми людьми. Но умел и поддержать спортсмена, а также всегда был грамотным хозяйственником. Нельзя забывать, что до пекинской Олимпиады остается менее года, и вникнуть во все детали любому очень непросто при таком дефиците времени. По крайней мере, мне кажется, что перемены в подобных ситуациях вообще нежелательны. К тому же лично я воспринимаю Куличенко больше с хорошей стороны, чем с плохой. Даже собрания команды он проводил очень умело и нескучно. Если кого-то ругал или хвалил, то обычно по существу.
Супруга Валентина Маслакова, известная в прошлом бегунья Людмила МАСЛАКОВА, была чемпионкой Европы и СССР, тренируясь, кстати, под руководством своего супруга. Сейчас она занимает пост старшего тренера сборной России, и участок ее очень нелегкой и кропотливой работы - международные связи сборной, подготовка и организация выездов команды на крупнейшие турниры.
- Будет ли Валентин Михайлович руководить сборной России? Все, скорее всего, решится уже на этой неделе. Честно говоря, муж даже не ожидал, что ему когда-либо доведется руководить легкоатлетической сборной. Инициатива его назначения исходила от президента Всероссийской федерации легкой атлетики Валентина Васильевича Балахничева. После отстранения Куличенко моего супруга назначили исполняющим обязанности просто потому, что выбор-то был и не очень широк. И уж точно сам он никогда не заявлял о своих желаниях порулить. Валентин - хороший тренер-практик, у него, кроме известных Юлии Печенкиной, Натальи Ивановой, Татьяны Павлий и Юлии Чермошанской, готовится группа 17-18-летних бегуний. И хуже всего принимать должность главного тренера в условиях спешки, скомканного графика подготовки сборной, при неопределенных сроках вылета во Владивосток и прочих авральных обстоятельствах. Я считаю, что дело ему досталось не только трудное и ответственное, но и непривычное. Постоянно находишься в эпицентре передряг, при столкновении интересов разных людей. Так, на чемпионате мира в Осаке, чтобы избежать раскола в команде, Валентин Маслаков даже не стал настаивать на включении в эстафету 4х400 метров своей воспитанницы Юлии Печенкиной. А был бы он, как раньше, всего лишь старшим тренером по спринту, несомненно, сделал бы все в приказном порядке. Сейчас я ничего советовать своему мужу не буду. Но не исключаю, что он все же примет на себя руководство сборной, просто исходя из необходимости выйти из такой непростой ситуации с наименьшими потерями для команды. Однако в нашей семье готовы к любому повороту событий. Лично я уверена, что муж приставку "и. о." долго носить не будет. Официально утвержден на эту должность будет или он, или другой человек.