- Сергей Павлович! За задержку рейса наши пассажиры могут рассчитывать на выплату авиакомпанией
- Сергей Павлович! За задержку рейса наши пассажиры могут рассчитывать на выплату авиакомпанией штрафа - 25 рублей за каждый час, да и то, если обратятся в суд. Это нормально?
- Ненормально. Штрафы должны приближаться к европейским - от 100 до 600 долларов в час, в зависимости от расстояния полета, и выплачиваться автоматически. Но тогда и условия для работы авиаперевозчиков надо создавать такие же, как в Европе. Основная причина задержек рейсов - неисправность самолета. Увеличивать штрафы нужно одновременно с обновлением техники. Или выпускать ее самим, или покупать за границей. Сегодня штраф привязан к МРОТу, который равен 100 рублям. Сумму надо бы увеличить, но все молчат. А могли бы выступить и члены Общественной палаты, и депутаты.
- Перевозчик платит за то, что не выполняет обязательств перед пассажиром. А почему турфирмы не компенсируют клиентам потерянное время, ведь туристы - особая категория, у них в путевке просчитан каждый час?
- С чего вы взяли, что ожидание в аэропорту турфирмы не считают потерянным временем? Есть фирмы, которые сразу компенсируют его туристам, а с тех, кто не хочет этого делать, можно взыскать компенсацию по суду. По всем претензиям клиента отвечает туроператор. В договоре должен быть указан гарант - банковская или страховая компания и указан размер гарантии, из которой туристу выплатят компенсацию.
- Ну да! Мне рассказали, что услуги адвоката в сфере туризма стоят 10 000 рублей. Кто же пойдет в суд?
- Вы правы, многие пострадавшие просто не доходят до судов. Боятся волокиты и больших трат, хотя сейчас такие дела может быстро рассмотреть мировой судья. В конце июля Замосквореций суд взыскал с компании "Трансаэро" в пользу 37 пассажиров, задержавшихся зимой в Хургаде, по 10 тысяч рублей компенсации морального ущерба и штраф 185 тысяч рублей. Предъявили судебные претензии пассажиры авиакомпании "Уральские авиалинии" за то, что трое суток ожидали рейса из Бангкока. Готовятся к суду с "Трансаэро" туристы, что 5 августа больше суток ждали вылета из Хургады.
- А где можно узнать, какая авиакомпания самая надежная?
- Рейтинги аварийности европейских авиакомпаний регулярно составляются, их можно найти в интернете. Наши если и есть, то публикуются только в специальных изданиях. Хотя я считаю, что информация о количестве задержек вылетов, аварий должна быть доступной для туристов. Министр транспорта Игорь Левитин после крушения "Невского экспресса" предложил увеличить страховые выплаты при катастрофах до мирового уровня. Сумма при авиаперевозках может вырасти со 100 тысяч рублей до 2 миллионов рублей. Правда, это коснется внутренних рейсов. Страховка при полетах в страны Евросоюза у нас и сейчас значительно больше - минимум 375 тысяч долларов за кресло.
- Если в России такие сложности с чартерами, то, может, лучше отправлять туристов на отдых железной дорогой? У нас ведь есть сообщение со многими странами.
- Для этого надо развивать скоростное сообщение. Пока что скоростная трасса одна - Москва - Санкт-Петербург, а цены на железнодорожные билеты иногда превышают стоимость билетов на самолет.
- Где выгоднее покупать путевку - в турфирме или у туроператора?
- Не имеет значения. Иногда оператор сам продает путевку туристу, а иногда прибегает к помощи агентства, и с туристом напрямую не работает. Бывает, что операторы сами создают свою агентскую сеть под другим названием, которая продает путевки. Комиссия - не более 10 процентов, редко 12 - 13 процентов. Это та сумма, которую получит агентство от оператора за то, что продаст вам путевку. Допустим, тур стоит 500 долларов, значит, агентство, которое его вам продает, получит за это от туроператора 50 долларов. Большие прибыли турфирм - миф. Обычно норма прибыли 3 - 4 процента. У тех, кто работает с индивидуальными турами, примерно 15 процентов.
- Но ведь агент может выставить тур на продажу не за 500 долларов, а за 600, 700?
- Может, так поступают некоторые фирмы, которые не дорожат постоянными клиентами. Сравнив цены, турист всегда поймет, где его обманули и на какую сумму. В интернете есть много блогов, где туристы делятся впечатлениями о своих путешествиях, дают советы, указывают цены и рассказывают обо всех деталях тура.
- Какие страны неохотно впускают к себе россиян?
- Я не знаю таких стран. Другое дело, что в каждом государстве свои формальности. Например, в Саудовской Аравии, в Арабских Эмиратах в один номер не поселят мужчину и женщину, если они не состоят в браке. Но это не значит, что въезд в страну им закрыт. Без визы можно поехать в Черногорию, Доминиканскую Республику, на Кубу, в Хорватию, Шри-Ланку, Малайзию, Барбадос, Македонию, Коста-Рику. Есть страны, где визу можно купить прямо в аэропорту. Это Египет, Тунис, Турция, Индонезия, Эмираты, Мальдивы, Сейшелы, Иордания, Маврикий, Ямайка.
- Давайте поговорим о въездном туризме. Говорят, количество иностранцев, которые посещают Россию, снизилось в несколько раз. Как вернуть интуристов?
- Снизить цены на туры, активнее продвигать бренд "Россия" на мировом туристическом рынке, может быть, даже смягчить визовый режим. Нам не хватает недорогих и качественных гостиниц, у нас плохое транспортное обслуживание - мало автобусов, речных круизных судов.
- Какие туристические центры лучше других готовы принять туристов?
- Ярославль, Кострома, Владимирская и Ивановская области. Казань приближается к тому, чтобы стать туристически привлекательным местом. В Сибири раскручивается Тобольск.