АДА РОГОВЦЕВА, АКТРИСА:
- К сожалению, той огромной страны, которая у нас была, - уже
АДА РОГОВЦЕВА, АКТРИСА:
- К сожалению, той огромной страны, которая у нас была, - уже нет, она раскололась на разные государства. Но в них продолжают жить люди, которые хорошо знали нас по кино, по спектаклям, которые показывались во время гастролях, следовательно, мы для них продолжаем оставаться своими. Наверное, звание "Народного артиста СССР" из политических соображений можно заменить другим, но смысл-то остается: нас выбрал Союз народов, мы стали его полпредами в искусстве, поэтому выше этого звания ничего нет и, наверное, не может быть.
ВИКТОР КОРШУНОВ, АКТЕР МАЛОГО ТЕАТРА:
- В звании "Народного артиста СССР" отразилось время и, если хотите, наша история. Оно считалось самым высоким, и его надо было заслужить. Творчеством, верным служением искусству. Лично я это звание выстрадал, получив его в 80-е годы, когда мне было за 50 лет. Одно время говорили, что звания не нужны, известных артистов и без того знают, я же считаю, что это неправильно. Конечно, сейчас в материальном плане они мало что дают, зато в моральном - очень много. Вот почему, когда сегодня произносят: народный артист СССР, то все понимают - это настоящий артист, признанный всеми народами, и по сей день не утратившими своего единства.
ГАЛИНА ВИШНЕВСКАЯ, ПЕВИЦА, РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА ОПЕРНОГО ПЕНИЯ:
- Ко всяким формальным званиям отношусь как к совершенно ненужной вещи. Но в советское время, раз они существовали, их надо было получать. Я в своей книге "Галина" так и написала: это как клеймо на мясе "первый сорт". Нет клейма - значит, ты ничего не стоишь. Соответственно и отношение к тебе, особенно в глазах чиновников, которых твои таланты мало волнуют, а волнует именно клеймо. Ну и какие-то блага это тогда давало. Например, мне сразу позвонили и сообщили, что прикрепляют меня к кремлевской поликлинике. А это действительно было важно.
Сегодня же эти звания полностью обессмыслились. Достаточно посмотреть передачу "Народный артист" на телевидении, где отчаянно скачут какие-то безголосые мальчики и девочки. Это полная профанация.
Артист должен обладать не званием, а именем, которое само за себя говорит.
Николай Петров, пианист:
- В пору разгула демократии в начале 90-х я сгоряча отказался от звания "Народного артиста СССР" и самостийно стал зваться народным России. Хотя народным РСФСР я к тому моменту давно перестал быть. Так продолжалось несколько лет. Но потом увидел, как "пачками" раздают это высшее артистическое звание в новой России, и когда понял, что с большинством его обладателей мне не очень бы хотелось стоять рядом, спохватился и "вернул" в свою афишу буквы СССР.
Поймите правильно, я не идеализирую прежнее время. Тогда тоже многие звания были получены за умение угодить. Но присваивали их и достойным артистам. Кроме того, за званиями стояло реальное прибавление к концертной ставке или, допустим, право на выступление в Большом зале Консерватории. Или хотя бы разрешение на дополнительные 20 метров жилья, чтобы вам было куда поставить рояль.
Но сегодня все это отменено. Причем, как водится, с водой выплеснули и ребенка: отменили почти все льготы не только народным артистам, но и героям страны, героям труда, кавалерам высших орденов, чернобыльцам, афганцам... Вот почему в последние годы я вновь решил обходиться на сцене "без чинов".
Иосиф Кобзон, певец:
- О моем отношении к званию "народный артист СССР" говорит уже тот факт, что я его, по сути, спас. На концерте артистов эстрады в честь победы над путчистами в августе 1991 года Ангелина Вовк объявила меня как народного артиста России. Я вышел и сказал: некоторые люди нынче стесняются слов "Советский Союз", но высшего артистического звания великой страны никто не отменял. Как не отменяли званий "Герой Советского Союза", "заслуженный мастер спорта СССР" и т.д. Зал зааплодировал.
Пусть кто-то считает, что почетные звания устарели. Да, в Америке их нет, а вот в Японии есть титул "национальное достояние", и японцы эту традицию берегут. Давайте и мы беречь нашу национальную традицию.
Тем более что за все 73 года советской власти только 9 эстрадных певцов были удостоены союзного титула. Отношение к нам было совсем не таким благосклонным, как к артистам академических жанров. А уж еврею получить это звание было совсем непросто. Так что я его расцениваю как действительно высочайшую профессиональную характеристику.
И когда меня спрашивают - как вас объявить: профессор, депутат, председатель комитета Госдумы, - я отвечаю: ничего этого не надо, скажите только: поет народный артист СССР Иосиф Кобзон.