В пятничном выпуске "Перекрестка" ("Московия") сошлись в споре один из устроителей корриды Андрей Агапов и отец Всеволод Чаплин. Как известно, против корриды протестовала православная церковь. Ее аргументы - негуманное отношение к животным и нарушение национальных традиций развлечений, опасность прямой или косвенной пропаганды жестокости - прозвучали и на сей раз. Оппонент, человек верующий, сопротивлялся довольно вяло, больше тужил по поводу впустую потраченных средств. Молодая ведущая ничем не выдавала своей позиции и бдительно следила, чтобы разговор не перешел на сугубо телевизионные темы.
Тем же самым, кажется, был озабочен и маститый телеведущий Владимир Познер воскресным вечером во "Временах" (ОРТ). Он выразил свое решительное неприятие жестокого зрелища, с которым в свое время познакомился в Испании, но тут же посетовал на "нарушение прав россиянина", лишенного, мол, собственного выбора - смотреть или не смотреть ему лично вполне отвратную корриду. И снова ни слова о ТВ. А ведь, казалось, конфликт вокруг боя быков был прекрасным поводом поговорить и о самом телевидении. Почему, скажем, в последние годы оно активно пропагандирует такие далекие от российских традиций и одновременно предельно жестокие виды спорта, как кикбоксинг или борьба без правил? Почему телеканалы заполнены "под завязку" заокеанскими боевиками, в которых людей постоянно мучают, убивают самыми изощренными способами? Почему бычью кровь проливать (на публике, понятно) негуманно, а людскую - вполне допустимо?
Мне возразят, что в кино, мол, все жестокости происходят "понарошку", драки там исполняют опытные каскадеры, а вместо крови льется имитирующая ее краска. Все так, но ведь известно - визуальное изображение действует на зрителя так, что заставляет его воспринимать все эти невсамделишные ужасы всерьез. И у некоторых (мягко скажем) вызывает желание подражать "героям". И накапливать, особенно в юных, неокрепших душах, привычку к жестокости и убийствам.
Впрочем, ТВ недолго ограничивалось лишь демонстрацией фильмов, основанных на крови. Вскоре оно научилось жестокости и в своих собственных программах - тех, где все проиходит на самом деле. Вспомните передачу Николая Фоменко "Перехват", где добровольцы состязались в игре на выживание в разных стихиях: огне, воде, воздухе. А уж потом, победив соперников, оказывались один на один с профессионалом-боксером на ринге. Тогда же авторы передачи признавались, что западные коллеги завидовали им: подобные программы там если и разрешают, участники их требуют таких громадных страховок, что стоимость проекта становится непомерно дорогой. В нашей же стране находились безумцы, готовые рисковать жизнью за гроши.
И сегодня, как можно убедиться, знакомясь с планами разных телеканалов на открывающийся сезон, в головах телевизионщиков, жаждущих победы в гонке за рейтингами, не последнее место занимают далекие от гуманного отношения к человеку творческие замыслы. В минувший четверг популярная столичная газета сообщила о премьере ОРТ: "Канал приступает к производству первого отечественного сериала-игры на выживание. Проект имеет рабочее название "Последний герой". Шестнадцать человек отправляются в тропики, где под всевидящим оком телекамер будут добывать себе пропитание, питьевую воду и все необходимое для жизни. Каждые три дня путем тайного голосования сами участники будут исключать одного игрока из своих рядов. Победитель получает денежный приз в размере трех миллионов рублей". В рекламе этой передачи, уже идущей каждодневно, нагнетая страсти, о будущем победителе говорится как о "единственном оставшемся в живых"(!).
Схожий проект под названием "Замочная скважина" собирается вскоре начать канал ТВ-6. Это - покупной цикл, нашумевший в странах Запада под названием "Большой брат". Мы уже как-то писали о сути этой побившей все рейтинговые рекорды программы. "Последний герой" очень напоминает "Большого брата": тоже небольшая группа людей, изолированных от всего мира в построенном для них доме, тоже постоянное наблюдение камер, тоже система выбывания и громадный приз в финале.
Но если в "Герое" унижению подвергается физическая сторона человеческого существования, то тут - духовная. Все участники состязания лишаются личной жизни, превращаясь в заключенных в стеклянную клетку зверушек, чей каждый шаг наблюдают жаждущие "клубнички" зрители. Пусть в результате рушатся семьи, пусть участники игры теряют свое доброе имя, главное для них - возможность сорвать банк, а для телеканала - получить огромный куш от рекламодателей.
Впрочем, то же самое унижение человека - каждодневно, по мелочам - происходит и в тех передачах, что стартовали еще в минувшем сезоне. Содержание "Большой стирки" (ОРТ) состоит именно в этом, - в сенсациях, где ценой становится достоинство личности. В этот понедельник в выпуске, названном "Джентльмены предпочитают блондинок", авторы начали с того, что вывели на сцену участников "треугольника" - мужа, жену, любовницу. Причем сделали это в ставшем уже "фирменным" провокационном стиле: все трое не знали, что их сведут вместе. В итоге - унижение, разбитая семья, презираемый всей студией, а заодно и миллионами зрителей "джентльмен".
В такой ситуации впору позавидовать быкам...