Так называемая "линия Шеварднадзе" отрезала 50 тысяч квадратных километров российских морских угодий, особенно богатых рыбой. Верховный Совет СССР, а затем и Совет Федерации РФ не ратифицировали этот документ, как ущемляющий национальные интересы России. Однако американцы его в одностороннем порядке узаконили и теперь в исконно российской экономической зоне диктуют свои условия.
3 августа 1999 года американские пограничники пытались арестовать здесь владивостокский траулер "Гиссар", но на пути стала целая флотилия наших рыболовецких судов, и янки ретировались. Через несколько месяцев патрульный корабль США задержал наш траулер "Механик Брызгалин", учинил на нем обыск, но не нашел ни рыбы в трюмах, ни доказательств пересечения "линии Шеварднадзе" в судовых документах. 2 августа 2000 года янки захватили наш траулер "Спитак" и отконвоировали в порт Датч-Харбор на Аляске. 26 июля с.г. в тот же американский порт был насильно приведен и "Петропавловск". Он до сих пор находится там вместе с 80 моряками. МИД так и не нашел пока адекватных мер для вызволения российских граждан из американского "плена".
И вот новый инцидент. 29 августа в том же районе береговая охрана США пыталась задержать рыболовный траулер "Капитан Масловец", принадлежащий Находкинской базе активного морского рыболовства. Очень странно то, что, как сообщили информационные агентства, в этом случае американцам помогали наши пограничники. "Капитан Масловец", как говорится, еле унес ноги и спрятался в гавани чукотского поселка Беринговский.
Американцы утверждают, что траулер пересек "линию Шеварднадзе" и вел лов рыбы якобы в экономической зоне США. Руководитель Находкинской базы Анатолий Колесниченко категорически отвергает это обвинение, констатируя лишь то, что "Капитан Масловец" зашел лишь в так называемую буферную зону, которая целиком лежит в российской акватории. Мнение наших пограничников выяснить не удалось. Адмирал Вячеслав Сержанин из департамента морской охраны категорически отказался дать хоть какую-либо информацию по инциденту.
- Нашим пограничникам в поисках одобрения от американских коллег не миллиметры следовало бы считать по карте, а защищать российские суда от произвола, - сказал мне в телефонном разговоре опытнейший находкинский капитан - наставник Николай Пеньков. - Но в принципе проблема в другом. Госкомрыболовству нужно раз и навсегда решить вопрос с "линией Шеварднадзе", которая расколола традиционную для российских рыбаков зону рыболовства. А также добиться от нашего правительства восстановления "коридоров" для перегруза и хозработ на российских судах у береговой черты Беринговоморья. Сегодня наше родное государство установило такие драконовские зоны, что приморский флот ведет перегрузы, бункеруется топливом, оказывает медпомощь только в условиях открытого и вечно штормового моря.
С этими вопросами я обратился в Госкомрыболовства. Там разъяснили, что руководство ведомства многократно обращалось в правительство с просьбой урегулировать названные проблемы. Но, видимо, у нас так много людей, воспринимающих интересы США как свои, что из правительства поступило распоряжение... неукоснительно выполнять пункты "советского" соглашения Шеварднадзе - Бейкера, хотя оно и не ратифицировано в России. Правда, МИД РФ с 1997 года ведет переговоры с США по урегулированию спорных пунктов пресловутого соглашения. Но когда будет результат, неизвестно.
А пока защищать наших рыбаков некому. Американцы, потребовали, чтобы "Капитан Масловец" немедленно прибыл для разбирательства в Датч Харбор на Аляску. Что делать? Идти унизительно и небезопасно (вспомним судьбу экипажа "Петропавловска"). Не пойти - американская береговая охрана захватит судно во время следующего рейса в наших же водах. Да еще и российские пограничники, глядишь, ей помогут.