ТАЙНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В ХЕЛЬСИНКИ

АТЛЕТОВ ПРИКРЫВАЮТ КОНТРРАЗВЕДЧИКИ
На Игры в Хельсинки отправилась советская спортивная

АТЛЕТОВ ПРИКРЫВАЮТ КОНТРРАЗВЕДЧИКИ
На Игры в Хельсинки отправилась советская спортивная делегация в количестве 810 человек во главе с председателем Комитета по делам физкультуры и спорта при Совете Министров СССР Николаем Романовым. Вместе с ней в Финляндию выехала и оперативная группа МГБ СССР во главе с начальником внешней контрразведки Первого Главного управления Сергеем Михайловичем Федосеевым. Перед чекистами стояла задача обеспечить защиту наших людей за границей и уберечь их от провокаций со стороны иностранных спецслужб. Сегодня это звучит несколько пафосно и старомодно. Но тогда разведками Запада была действительно организована целая система мероприятий, направленных против нашей делегации, жившей в олимпийской деревне Отаниеми. Здесь по заданию ЦРУ финские спецслужбы "обставили" представителей советской делегации своей агентурой. Например, администрация деревни в большинстве своем состояла из офицеров финской разведки, владеющих русским языком. Даже в числе уборщиц и горничных использовались жены финских офицеров. А обязанности коменданта деревни исполнял хорошо знакомый советской контрразведке полковник Арво Эрки Люютинен - бывший военный атташе Финляндии в Москве.
Разведки США и других западных стран с первых дней пребывания спортсменов СССР в Финляндии предпринимали активные меры к тому, чтобы склонить некоторых из них к невозвращению на родину. Особое внимание было обращено на выходцев из республик Прибалтики. Для этого на Игры специально прибыли представители эстонских, латышских и литовских эмигрантских кругов, тесно связанных с западными спецслужбами.
МГБ ПРОТИВ "ПОДСУЖИВАНИЯ"
Спортсмены Советского Союза и стран Восточной Европы столкнулись и с такой проблемой, как засуживание. Еще накануне Игр из уст западных журналистов приходилось слышать о возможной необъективности судей к советским спортсменам. В этом отношении весьма показательно заявление, сделанное корреспондентом американского агентства Ассошиэйтед Пресс Шенке: "Американцы сделают все возможное для того, что одержать спортивную победу над СССР, так как это будет одновременно и политической победой. В случае необходимости американцам помогут судьи, которые отдают предпочтение западному спорту".
И это оказалось действительно так. Некоторые контрмеры были приняты опергруппой МГБ. Федосеев направил срочную телеграмму в Москву, предложив с помощью МИД СССР организовать мероприятия по воздействию на мировое общественное мнение, дабы обратить внимание на творящийся на Играх судейский произвол. Телеграмма была доложена сразу нескольким членам Политбюро ЦК ВКП (б). Меры, предложенные Федосеевым, получили одобрение, а министру иностранных дел А. Вышинскому были даны соответствующие указания. После ряда шагов, предпринятых советским внешнеполитическим ведомством, финская пресса стала более активно реагировать на случаи пристрастного судейства, выступая против нарушения "спортивного духа соревнований".
РЕПРЕССИИ ПОСЛЕ ИГР
Общий итог Игр оказался для советской спортивной команды в целом положительным: она завоевала 71 олимпийскую медаль - великолепный результат для дебюта.
Однако народные любимцы - футболисты сборной СССР проиграли важнейший матч команде Югославии. А межгосударственные отношения СССР и Югославии в начале 50-х отличались крайней напряженностью. Западные державы умело играли на советско-югославских противоречиях.
Выходя 23 июля на повторный матч с югославами (первый, как известно, закончился фантастической ничьей - 5:5), наши футболисты, сами того не желая, оказались пешками, принесенными в жертву большой политической игре, которую вели "гроссмейстеры" из высших кругов Москвы, Белграда, Вашингтона и Хельсинки.
Поражение со счетом 1:3 повергло в настоящий шок как футболистов, так и руководство советской спортивной делегации. Все обреченно ждали грозы, и она разразилась уже на следующий день. Утром 24 июля из Москвы поступила телеграмма с требованием немедленно отправить домой футбольную команду, а руководству делегации подготовить объяснение случившегося. В той ситуации Сергей Федосеев повел себя как истинный профессионал. Он подготовил письменный отчет, где отразил только те вопросы, которые непосредственно касались сферы деятельности спецслужбы. О злополучном матче в нем не было сказано ни слова!
"Я хорошо помню, - рассказывал позже Сергей Михайлович, - как принес этот документ тогдашнему министру госбезопасности Игнатьеву. Он внимательно прочитал его и, поскольку в качестве адресата на нем был указан Маленков, заявил, что направлять отчет ему не стоит. Документ был достаточно объемным, и, по мнению министра, Маленков не стал бы его читать. Поэтому он предложил адресовать отчет на имя Суслова. Это предложение вызвало у меня легкую усмешку, поскольку меж собой мы в шутку называли аппарат Суслова "братской могилой". Какой бы документ ему ни направляли, он, как правило, оставался без ответа. Точно так же получилось и с моим отчетом - реакции Суслова на него так и не последовало..."
На следующий день после закрытия Олимпийских игр руководители спортивной делегации во главе с Николаем Романовым были вызваны в Кремль, где предстали перед заместителями председателя Совета Министров, в числе которых присутствовал и Берия, а также рядом ответственных работников ЦК ВКП (б). Во время обсуждения итогов Игр особое внимание было уделено поражению футболистов. При этом наибольшее усердие проявлял Г. Маленков. Именно он стал основным организатором расправы над игроками и тренерами.
В результате на свет появился приказ Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при СМ СССР N 793 от 18 августа 1952 года, подводивший итоговую черту под выступлением наших футболистов в Хельсинки. "За провал команды на Олимпийских играх, - говорилось в нем, - за серьезный ущерб, нанесенный престижу советского спорта, команду ЦДСА с розыгрыша первенства СССР снять и расформировать..." Этим же приказом тренер ЦДСА и сборной СССР Б. Аркадьев был освобожден от занимаемой должности и лишен звания "Заслуженный мастер спорта".
А спустя две недели был нанесен удар и по футболистам. Игроки А. Башашкин, К. Крижевский и А. Петров лишились звания "Мастер спорта", а К. Бесков и В. Николаев - "Заслуженный мастер спорта".