Одноразовые вейпы набирают популярность у подростков. И эта «забава» не такая уж безобидная
В табачных лавках ширится ассортимент одноразовых вейпов — ярких тюбиков, заправленных вкусно пахнущими смесями. Они заполонили рынок и стали особо модным аксессуаром среди подростков. А что, запретный плод легок в обращении: можно скрытно курить («парить») дома, в школьных туалетах и даже прямо на уроке, пока учитель не видит. Реклама подает вейпы как б-езопасную альтернативу обычным сигаретам — и очень сильно лукавит!
Душным летним вечером в магазинчик с яркой надписью «Табак 24» на Арбате заходит девушка.
— Мне клубничный на 1200 затяжек, пожалуйста.
Продавец не моргнув глазом достает из-за прилавка розовую коробочку, хотя на вид покупательнице едва ли исполнилось 18 лет.
— 650 рублей.
Девушка расплачивается наличными. И, выйдя из магазина, спешит к трем парням, дежурящим неподалеку. Контрольная закупка! Незаконную продажу зафиксировала скрытая камера. Следует звонок в полицию. Через 20 минут в заведение входят люди в форме. Несколько минут препирательств — и на продавца оформляется протокол. За продажу табачных изделий несовершеннолетним положен штраф от 20тысяч частным лицам до 50 тысяч рублей — лицам юридическим.
— Сегодня полиция быстро приехала. А бывает, служивые отказываются, посылают в Роспотребнадзор, хотя тут налицо грубое нарушение закона, — сетует основатель общественного движения «Антидилер» Дмитрий Носов.
Носов организовал эту организацию еще в 2013 году для борьбы с оборотом наркотиков, торговлей контрафактным алкоголем и сигаретами. Сегодня в этом списке появились и одноразовые вейпы — ввиду их сумасшедшей популярности среди подростков и полного отсутствия госконтроля за рынком. Подростки называют их «одноразками», но история эта, по всему чувствуется, долгая.
— Уже в 7-8-х классах многие школьники стабильно «парят». Мы знаем девочку, которая попробовала вейп в 11 лет, — объясняет Носов. — Да вы пройдите во время перемены мимо любой школы и сами увидите — там же толпы с вейпами!
Что это, невинная забава? Как бы не так. Известны случаи болезней легких, которые медики ассоциируют с использованием вейпов. Но что именно приводит к таким последствиям, пока остается загадкой. Не потому, что это есть непостижимая тайна природы, просто ни одна из госструктур, ответственных за здоровье покупателей, до сих пор так и не озаботилась этим вопросом. В нашей стране нет обязательных стандартов и требований ни к сырью, из которого эта продукция производится, ни к ее упаковке, ни к маркировке. Нет обязательной сертификации и декларирования состава.
Тем временем недавнее исследование Всероссийского НИИ табака, махорки и табачных изделий показало, что содержание никотина во всех изученных его экспертами образцах одноразовых вейпов превышает максимально разрешенные пороги в несколько раз. Многократное превышение никотина находят в самых популярных брендах вейпов, на которые приходится 80% продаж. Получается, большая часть их в принципе не может продаваться в России, но почему-то продается?
Причем вейпы изначально ориентированы прежде всего на юную аудиторию. Яркая упаковка, завлекательный вкус, а главное, агрессивная рекламная кампания — все это работает на целевую аудиторию. И вот уже в соцсетях вокруг «одноразок» сложилось целое комьюнити. Школьники делятся советами, какой вейп выбрать, где купить, как спрятать устройство от родителей. А тем временем целый пул блогеров в «Ютубе» делает контент, посвященный исключительно одноразовым вейпам. Особенно популярны сюжеты с «одноразками» в «ТикТоке», где видео набирают миллионы просмотров. Чаще всего это короткие истории, где подростки «парят» напоказ и хвастаются коллекциями вейпов. Но реклама — двигатель торговли.
— В «Инстаграме» и «ВКонтакте» открыто работают магазины с вейпами, в «Телеграме» действуют сотни анонимных каналов, предлагающих партии любого объема. Заблокируешь один канал — на смену приходит еще десяток. best smoke shop 2023 Они вовсю пользуются анонимностью соцсетей, — резюмирует эксперт Светлана Тютюнникова.
Как с этим быть? Специалисты уверяют, что одними запретами проблему не решить. Распространение опасных для здоровья девайсов уйдет в подполье. Контролировать рынок проще, когда он на виду. Но для этого нужно создать полноценную систему государственного регулирования одноразовых вейпов — все они должны проходить обязательную проверку на содержание вредных веществ и сертифицирование. А еще — привлекать к ответственности продавцов, которые свободно продают электронные устройства несовершеннолетним, ужесточить санкции, разобраться с мелкой розницей. И, разумеется, навести наконец порядок в соцсетях, которые постоянно нарушают закон «О рекламе» и не спешат самостоятельно удалять такой контент.
Остается вопрос: сколько еще времени — часов, дней, лет — наших детей будут травить вейпами?