Позитивные отношения между Россией и странами Запада возможны, заявил директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. По нынешним временам почти сенсация... Что это — жест вежливости или декларация о намерениях?
Леонид Радзиховский, публицист
— А что это такое — «позитивные отношения»? Когда Байден вдруг Путину улыбнется? В семейной жизни такой жест, возможно, что-то и значит, но между Россией и Западом ничего не поменяется. И саммит в Женеве большого значения не имел. И у них, и у нас рулят те, кому выгодно раскручивать истерику. Ну и ключевые моменты. Санкции с нас не снимут хотя бы потому, что Крым никто не отдаст. И второе: мир готовится к переходу на «зеленую» энергетику. А Россия в этом вопросе, увы, среди аутсайдеров. Вот о чем надо бы думать.
Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона»
— Сергей Нарышкин — один из тех, кто осведомлен о том, что происходит на Западе. Ему можно верить: у России и Запада есть окно возможностей для налаживания отношений. Насколько реально им воспользоваться, во многом зависит от них. А мы не хотим закрывать двери и превращаться в Северную Корею, не хотим гонки вооружений.
Евгений Минченко, политолог
— Нарышкин многое делает для налаживания диалога, общение с Западом по линии спецслужб остается на высоте. Впрочем, в отличие от главы СВР, я не такой оптимист. Нам Запад нужнее, чем мы ему. Для Запада Россия слишком амбициозна, и эти амбиции сегодня явно не соответствуют реальному потенциалу нашей страны. Так что пока ни о каком прорыве говорить не приходится.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
— Глава спецслужбы по должности обязан выражать оптимизм и не усугублять конфронтацию. А быть может, есть планы осуществить возвращение к политике 90-х в пору министра иностранных дел Козырева? Всякое бывает. Не просто же так Россия активно участвует в мировом «коронабесии».
Борис Кагарлицкий, директор ИГСО
— Обе стороны не хотят изменений. Западу главное, чтобы РФ поставляла сырье по вменяемым ценам. Пока так и происходит. Разговоры о вражде разыгрываются с обеих сторон — чисто для внутреннего пользования. А Женевский саммит — протокольное мероприятие. Президентам надо было встретиться, вот они и встретились.
Василий Колташов, глава Центра политэкономических исследований
— Нарышкин клонил к тому, что Запад выдыхается. Нарастает кризис прозападного режима на Украине, протестующим не удалось смести Лукашенко. США бегут из Афганистана, их финансовая система тоже не в лучшей форме. В этих реалиях коллективный Запад не против разрядки. Отношения с Западом должны быть прагматичными. Добрые — что-то из области фантастики.