Как мы «Черных буйволов» побеждали

Первый советский фильм о футболе: советские футболисты мечтали стать сильнейшими в мире

Картина, снятая режиссером Семеном Тимошенко по сценарию малоизвестного Лазаря Юдина и маститого Льва Кассиля, вышла на экраны СССР в 1937 году. Это первый советский фильм о футболе — виде спорта, который был в довоенную пору даже более популярным, чем сейчас. А также первая — и на долгие годы единственная — картина с героем в образе стража ворот, защитника последнего рубежа. Фильм о Льве Яшине, который сейчас снимается, будет лишь вторым.

То время было не только суровое, трагическое, но и романтическое. Люди мечтали и созидали. Самолеты уносили смельчаков в небеса, полярники покоряли арктические широты. Первые полосы газет украшали фотографии героев науки, труда, искусства. Разве могли спортсмены оставаться в стороне?

Советские футболисты мечтали стать сильнейшими в мире. Увы, без нас прошли уже два мундиаля, про которые скупо писали газеты. Миллионы заядлых болельщиков не видели, как играют итальянцы, уругвайцы, бразильцы и англичане, но пребывали в полной уверенности, что наши мастера ничуть не хуже. Нет, даже лучше!

Финал картины «Вратарь» полон оптимизма. Футболисты сборной СССР — на самом деле ее в то время просто не было — побеждают «Черных буйволов», то есть представителей буржуазного Запада. Казалось, мечта вот-вот станет реальностью и наши команды начнут громить зарубежные сборные и клубы. Увы, выход советских футболистов на мировую арену случился не скоро. И оказался он не таким триумфальным, как в фильме, который бил рекорды по кассовым сборам.

Впрочем, начало фильма, казалось, не сулит лавров главному герою Антону Кандидову. Парень работает простым грузчиком на Волге. Свою нехитрую работу выполняет виртуозно — ловит арбузы и правой рукой, и левой, и сразу обеими. Мимо проплывает пароход с футболистами завода «Гидраэр», которые с удивлением смотрят на русоволосого ловкача. Разумеется, они приглашают его в свою команду. Антон занимает место в воротах и начинает творить чудеса. Впрочем, его судьба была отнюдь не гладкой, а извилистой. Но в итоге Кандидов преодолел все трудности. Во многом благодаря ему сборная СССР победила «Черных буйволов». В великолепном броске взяв пенальти, Антон со всех ног мчится через все поле и на последних секундах игры вбивает, как тогда выражались, победный гол в ворота соперников.

Чтобы придать фильму достоверность, на съемки пригласили настоящих футболистов. Неизвестно почему, выбор пал на киевских динамовцев. Между прочим, работа над картиной помешала им участвовать в розыгрыше Кубка СССР. В газетах писали, что причиной неявки киевлян на матч 1/32 финала с командой «Красное знамя» из Егорьевска стала болезнь ведущих игроков. Но посвященные догадывались, что тут дело нечисто. Гневной тирадой разразился спортивный обозреватель «Известий» Гр. Коль в материале под названием «Футбольное чванство»: «:В Егорьевске все с нетерпением ждут матча. Но неожиданно Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта получил от киевского „Динамо“ телеграмму с отказом ехать в Егорьевск. Мотивируя отказ, киевляне ссылаются на болезнь своих игроков. Доводы киевлян не выдерживают никакой критики: в составе их команды имеется немало игроков, которые могли заменить заболевших. Да и больны ли киевские игроки? Это вызывает большие сомнения: Отказ футболистов киевского „Динамо“ ехать в Егорьевск является ярким примером спортивного чванства».

Однако оргвыводов не последовало. Футбольное начальство задним числом заставило «Динамо» сыграть товарищеский матч с местным «Красным знаменем». Что те и сделали, вколотив в ворота несчастных егорьевцев дюжину безответных мячей.

Вратарь киевлян Антон Идзковский перевоплотился в стража ворот «Черных буйволов». Сыгравший Кандидова актер Григорий Плужник взял у соперника несколько уроков вратарской игры и выглядел вполне правдоподобно. На съемках он даже получил травму, спасая ворота.

Роль другого героя — обаятельного инженера Карасика — исполнил актер Театра имени Моссовета Анатолий Горюнов. Несмотря на совсем не спортивные габариты, он обнаружил недюжинную ловкость и отвагу.

Появляется в кадрах и форвард Константин Щегоцкий, сыгравший роль коварного капитана западников. И надо же такому случиться: вскоре после съемок футболиста арестовали по доносу, приклеив ярлык иностранного шпиона. Щегоцкий пробыл в заключении больше года, потом вышел на свободу и перед войной снова появился на поле в составе киевского «Динамо».

Еще одного игрока «Черных буйволов» сыграл Иван Кузьменко. Судьба оказалась к нему жестокой. В 1942 году он в составе киевского «Старта» участвовал в играх против команд немецких оккупантов. В феврале 43-го Кузьменко вместе с одноклубниками — Николаем Трусевичем и Алексеем Клименко — был расстрелян в Бабьем Яру...

Зрители встретили ленту с восторгом. Кинотеатры, где шел «Вратарь», заполнялись с утра до вечера. А бодрой песне Исаака Дунаевского на слова Василия Лебедева-Кумача суждено было стать гимном советских физкультурников: «Эй, вратарь, готовься к бою! Часовым ты поставлен у ворот:».

Только кинокритики поначалу обрушились на «Вратаря», словно заправские форварды. К примеру, обозреватель «Красного спорта» сокрушался: «Увы, фильм не оправдал возложенных на него надежд...». А в финале выносил беспощадный, как пенальти, приговор: «Вратарь» — это далеко не шедевр«.

Но очень скоро тон прессы резко изменился. Вполне возможно, с самого верха поступило указание считать фильм шедевром советского киноискусства. Хотя, конечно, даже для кинематографа 30-х картина была слишком проста, незамысловата. Зато сюжет отвечал требованиям дерзновенной эпохи: «Никогда не унывайте! Работайте, преодолевайте трудности — и все у вас получится!» И мифический вратарь Антон Кандидов встал в один ряд с реальными героями — шахтером Алексеем Стахановым, трактористкой Прасковьей Ангелиной, металлургом Макаром Мазаем и другими ударниками труда.

Между прочим, прославленные советские голкиперы Лев Яшин, Владимир Маслаченко и Виктор Банников на вопрос, с чего началась их вратарская карьера, неизменно отвечали: с фильма, где блистал Антон Кандидов.

Остается добавить, что в 1954 году на экраны вышла комедия «Запасной игрок» с Георгием Вициным, Марком Бернесом, Сергеем Филипповым, Павлом Кадочниковым. Позже появилась картина «Удар! Еще удар!», где снимались Валентин Смирнитский, Владимир Кенигсон, Юрий Толубеев, Галина Яцкина. А еще были «Одиннадцать надежд» с Арменом Джигарханяном, Анатолием Папановым и Любовью Виролайнен.

Все звезды кинематографа первой величины, однако про эти картины сейчас не вспоминают.