«У меня самой два года назад сгорела дача, — рассказывает 45-летняя москвичка Елена, доставая из пакетов вещи для погорельцев из других регионов. — А у этих людей сгорели их дома, где они живут. Они лишились всего».
На пункт сбора помощи Елена принесла почти новые занавески, посуду и люстру. «Новое жилье им вроде обещали построить. А вот чем эти дома заполнять? Из чего они есть будут?» — объясняет свой выбор москвичка.
Соцработники поясняют, что погорельцам очень нужны бытовые вещи: мыло, шампуни, техника и так далее. «Но они у нас в дефиците, — говорит замдиректора по соцработе Комплексного центра социального обслуживания (КЦСО) „Басманный“ Людмила Письменская. — Чаще всего люди приносят поношенные вещи. Они, конечно, тоже нужны, но их и так всегда бывает очень много».
Центр «Басманный» можно назвать лидером по количеству собранной помощи — 140 килограммов за первые полтора дня работы пункта. В других районах люди пока не такие активные. Однако соцработники из остальных пунктов ждут, когда к ним придут коммерческие фирмы: как правило, помощь от них качественнее, и ее много.
Социальные работники, принимающие помощь, совсем не похожи на неких эфемерных благотворителей. Они четко знают, что кому нужно. «Изношенность вещей не должна превышать 40%, — объясняет „Труду“ замдиректора по соцработе КЦСО „Арбат“ Надежда Толмачева. — Иначе после химической обработки они превратятся в тряпки».
Толмачева вспоминает, что, когда ей принесли старую пионерскую форму, которая к тому же была вся в пятнах, у нее опустились от недоумения руки. «Кому я отдам эту форму? — сокрушается соцработник. — Такие вещи приходится возвращать. Люди часто обижаются, ведь они от чистого сердца хотят помочь».
Впрочем, можно найти много людей, которые ясно представляют, в чем нуждаются погорельцы. Например, мужчина хочет отдать стиральную машинку. «Осталось только найти способ ее привезти на пункт сбора — в нашем распоряжении нет автомобиля», — рассказывают работники центра.
Руководство одной из подмосковных охотничьих баз принесло несколько десятков килограммов постельного белья. «Как раз то, что нам нужно, — радуется Письменская из КЦСО „Басманный“. — Хотя охотники оказались скромными: они не указали ни своих имен, ни названия базы».
Некоторые граждане приносили новые вещи, купленные специально для акции. «Мы увидели объявление: приносите вещи для пострадавших из деревни Мохово, — рассказывает студентка
На пункт сбора помощи в КЦСО «Арбат» в первый день пришли три человека. Зато там разрывается телефон горячей линии. Дело в том, что в списке всех московских пунктов
В деле сбора благотворительной помощи у Толмачевой опыт большой. Она утверждает, что основная масса сострадающих придет на следующей неделе. «Людям надо подумать, чем они могут помочь. Порыться в шкафах и кладовках, выбрать удобное время», — объясняет соцработник.
Кроме того, управы районов обещали центрам социального обеспечения привлечь к благотворительности как можно больше бизнесменов. «Мы очень ждем помощи от разных организаций, — говорит Толмачева. — Они, как правило, приносят много вещей. И что самое главное — они почти всегда новые».
Трубниковский пер, д. 21, стр. 1, тел.:
ул. Бауманская, д. 36, стр. 2, тел.:
Садовническая наб., д. 47, тел.:
1. Одежда. Многие погорельцы едва успели убежать от пожара, поэтому нуждаются в разной одежде, обуви. Подойдет поношенная (но не до лохмотьев), но выстиранная одежда.
2. Домашняя утварь. Нужна посуда — кастрюли, тарелки, столовые приборы. Также нужны одеяла, подушки, полотенца, постельные принадлежности. Нелишними будут чайники, утюги.
3. Вещи для детей. Необходима как одежда, так и школьные принадлежности: канцелярские предметы, книги, тетради, рюкзаки. Для маленьких — игрушки, подгузники, детская одежда.