- В России сейчас очень много денег, но это вовсе не значит, что любой человек, который может оперировать более или менее значительными суммами, легко станет промоутером. В моем деле важнее всего профессионализм и имя. Судите сами: я посылаю заявку на артиста к его агенту. Делается это примерно за год до вероятного концерта. Агенты молчат, собирая заявки со всего света, чтобы остановиться на самых выгодных. Часто агенты звонят и говорят, что мой конкурент из Москвы дает им больше денег, но они меня знают лучше и хотели бы работать со мной, и при этом интересуются, не соглашусь ли я повысить гонорар. Начинается торг. Это похоже на аукцион, где у малоизвестных игроков ничтожные шансы.
Согласие от артиста приходит, как правило, за три-четыре месяца до вероятного концерта. Это поздно. Ведь мне нужно успеть найти спонсоров, арендовать зал, организовать рекламную акцию, продать билеты, заинтересовать журналистов, получить всевозможные разрешения и визы. Вскоре мы получаем текст контракта и райдер на 40 страниц с требованиями по приему артиста. В ответ я должен послать пятую часть гонорара на специальный банковский счет, с которого артист сможет снять деньги только на следующий день после концерта - это подтверждение моих серьезных намерений. А если концерт не состоится по вине артиста, то деньги вернутся ко мне. Для промоутера это гарантия, что артист его не кинет.
УХОДИТЕ, У НАС СЪЕЗД
В России есть проблема с залами, большинство из которых государственные. Если власти решат, что зал им нужен, скажем, для встречи президента с народом или съезда, то мы в одночасье оказываемся на улице. В этом смысле Кремлевский дворец - рискованная сценическая площадка. Или вот недавно в Киеве, в Национальном дворце "Украина" мы делали концерт Криса Ри, и вдруг нам объявили, что зал отдается под официальное мероприятие и контракт аренды аннулирован. К счастью, мы нашли зал в Минске и успели туда переместиться, иначе понесли бы колоссальные убытки. Если концерт не состоялся по вине промоутера, артист все равно получает гонорар.
Лет шесть назад мы готовили гастроли группы "Рамштайн" в Москве. Но за два дня до начала концерт запретили: на улицах были массовые волнения, вызванные футбольными матчами. Городские власти решили, что образ группы слишком бунтарский и концерт может усугубить и без того напряженную ситуацию. К счастью, у меня хорошие отношения с группой, и мы договорились перенести выступление на более позднюю дату. Но все равно я как промоутер потерял.
СПОЮ ПОТОМ
Сейчас артисты, приезжая в Россию, уже не запрашивают сумасшедших вещей. Все более-менее выполнимо. Недавно в "Олимпийском" делали концерт Нелли Фуртадо. Самая ее необычная просьба - зажечь в гримерке 10 свеч. Это якобы настраивает ее на нужный лад. Мне пришлось договариваться с пожарными.
Если артист просит какие-то редкие продукты, которые продаются лишь в определенном месте земного шара, то это оговаривается заранее с тур-менеджером и мы их выписываем. Как-то мы делали концерт Диаманды Галас во МХАТе. Мой коллега Игорь по ошибке взял райдер нашего предыдущего концерта Галас в Москве. А там была указана другая марка мониторов. Галас перед концертом увидела, что мониторы не такие, каких бы ей хотелось, и отказалась петь. А был аншлаг, зрители уже топтались в фойе. Мы долго уговаривали капризную диву, до последнего не верили, что она с нами так поступит. Но Галас уехала в гостиницу и в тот же вечер улетела домой. Вот насколько важны подробности. В этой ситуации артист сохраняет гонорар, а промоутер покрывает из своего кармана все убытки.
УДИВЛЯЮСЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Время от времени в российском шоу-бизнесе появляются люди, распоряжающиеся огромными материальными ресурсами. Я сам иногда пускаю в дело сумасшедшие деньги и не понимаю, откуда они берутся. Многие новички думают, что инвестиции в искусство - это надежный заработок. Но, увы, в шоу-бизнесе легче потерять, чем заработать. Однако я знаю случаи, когда российские промоутеры теряли на проектах колоссальные суммы. В Британии после такого бизнес закрывается. А в России банкроты продолжают работать как ни в чем не бывало. Это для меня загадка.
Удивляет феномен випов. На Западе дорогие и дешевые билеты различаются по цене раза в два-три, а в России - раз в сто. На концерте в некоторых клубах Москвы стоимость места доходит до тысячи долларов. Таких цен нет в Европе. Это вносит сумятицу в расчеты: не знаешь, сколько просить за билеты на того или иного артиста, чтобы не продешевить и не потерять из-за непроданных мест.
Но ориентироваться нужно, конечно же, на среднего зрителя. Ведь в России очень много людей скромного достатка. Скажем, в Новосибирске билеты не могут быть дороже 20 долларов, иначе не заполним зал. Поэтому международные артисты редко гастролируют где-либо, кроме Москвы и Питера. Здесь еще важно понимать, что Москва слишком удалена от Европы. Перебрасывать многотонную аппаратуру самолетом дорого. Приходится везти грузовиками, а это потеря двух дней до концерта и двух после. Поэтому гонорар западного артиста в Москве всегда выше, чем, скажем, в Берлине. Но некоторые российские промоутеры готовы платить даже больше. Из-за этого у западных менеджеров сложилось мнение, что Москва - чудо-град, где можно выбить для своих клиентов фантастические гонорары.
Если кто-то очень богатый хочет, чтобы артист уровня, скажем, Тины Тернер спел на свадьбе сына или дочери, то для промоутера, не скрою, такой заказ - лакомый кусочек. Однако олигархи часто находят артистов по своим каналам, минуя агентов и промоутеров. Если менеджер звезды получает приглашение напрямую от олигарха, то радуется, что сэкономит на промоутере. И зря. Бывает, что в последний момент олигарх отменяет заказ. И кто будет платить неустойку? Ведь артист все равно должен получить свой гонорар. Лично мне приходилось устраивать на "корпоративы" Патрисию Каас, "Бони М" раз десять и многих артистов, которые по нынешним временам суперзвездами уже не считаются. Пока все обходилось без скандалов. Стоит это примерно 2-3 миллиона долларов. Почему так дорого? Западные звезды не любят частных вечеринок, где нет концертной публики, фанатов, от которых можно подзарядиться энергией. Богатые люди сидят за столами, едят, пьют, и никакой реакции от них не дождешься. Артисту такая атмосфера неприятна, он чувствует себя проституткой. Поэтому и запрашивает большой гонорар.
РЕЗЮМЕ
Ник Хоббс, Промоутер
В сфере его интересов альтернативные исполнители, однако ему интересен и попсовый мейнстрим (Вlack Eyed Peas), и традиционный рок (Deep Purple, Sex Pistols), и джаз (Чик Кориа и Джон Маклафлин). Только в этом году компания Ника Хоббса организовывала гастроли Тома Уэйтса, Ману Чао, Бьорк.
МИМО ДЕНЕГ
l В августе 2006 года был отменен концерт Эрика Клэптона. Он должен был состояться на Красной площади, но затем был перенесен на Васильевский спуск. Музыкант посчитал, что Васильевский спуск менее престижен, чем Красная площадь, и отказался выступать. Промоутер понес огромные убытки.
l В июле 2007 года в Таллине на концерт 50 Cent было продано всего 15 000 билетов. Организаторы понесли серьезные убытки: большие деньги были потрачены на чартеры, массажные ванные, шампанское, бронированные автомобили, охранников с оружием, единственную комнату на этаже в отеле, в которой никто, кроме него, жить не должен был, ну и, конечно, на сам гонорар певца.