БЕССРОЧНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ

Вчера, с опозданием на сутки, общественности стало известно, что еще с первой половины четверга на дне Берингова моря у побережья Камчатки терпит бедствие глубоководный аппарат Тихоокеанского флота АС-28 "Приз" с семью моряками на борту.

Все утро Главный штаб ВМФ России делал успокаивающие заявления, призывая не драматизировать ситуацию. Дескать, предпринимается все возможное для спасения попавшего в беду экипажа. А воздуха на борту батискафа хватит то ли на пять, то ли на четверо суток. И лишь к полудню командующий ТОФ адмирал Виктор Федоров честно назвал вещи своими именами: ситуация тяжелая, если не сказать драматическая. На самом деле воздуха у экипажа всего на 48 часов. Если так, к полудню субботы его может не остаться.
Авария случилась примерно в 75 километрах от Петропавловска-Камчатского в районе бухты Березовой. АС-28, абсолютно автономный управляемый подводный снаряд, изготовленный из титана и предназначенный для спасения экипажей затонувших подводных лодок "сухим способом", проводил учебное погружение. По данным Главного штаба ВМФ, на глубине приблизительно 190 метров он зацепился за неизвестный предмет, лежащий на дне. Предположительно - обрывок рыбацкой сети. Но возможно - и за кабель нашей гидроакустической системы, проложенной в этом районе для контроля за иностранными атомными подводными лодками, много лет проявляющими разведывательный интерес к базам нашего флота на Камчатке.
Как бы там ни было, попытки экипажа батискафа длиной всего 13,5 метра освободиться из плена самостоятельно результата не дали. Стало ясно, что без масштабной спасательной операции не обойтись. И главная проблема теперь: остались ли у Тихоокеанского флота силы и возможности для такой операции, или трагедия, в чем-то подобная той, что случилась в 2000 году с атомной подводной лодкой "Курск", - неизбежна. Увы, ход событий пока дает слишком много поводов для пессимизма.
Это поразительно, но в течение всего вчерашнего дня пресс-служба Военно-морского флота так и не удосужилась передать в прессу фамилии тех семерых, которые сейчас ждут подмоги на дне Берингова моря. Но разве трудно представить, как обеспокоены сегодня этим неведением сотни семей моряков-тихоокеанцев, мужья, сыновья и отцы которых служат в аварийно-спасательной службе флота и вполне могли бы оказаться на борту злополучного батискафа?
Это поразительно, но в Главном штабе, судя по всему, и сами долго не могли разобраться: а сколько у них времени на подготовку и проведение операции спасения? В район были экстренно стянуты все суда, хоть сколько-нибудь приспособленные для глубоководных работ: спасательные суда "Алагез" и "Козьмин", СП-521, КС "Бирюса", киллектор КИЛ-168, морской буксир МБ-105, рейдовые буксиры РБ-260 и РБ-262...
Беда в том, что по свидетельству бывшего командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова, затонувший батискаф эффективнее всего обследовать и попытаться освободить из ловушки водолазами. Их, способных работать на глубинах даже больших, чем 190 метров, у нас достаточно. Снаряжение для таких спусков после гибели "Курска" тоже закупили за границей. Но вот судна, с которого можно было бы безопасно ходить на такие погружения, ни на Тихоокеанском флоте, ни на каком-либо другом как не было, так и нет. Вернее, они были. Но их досрочно списали на металлолом по преимуществу за границу за свободно конвертируемую валюту во времена флотского "гуляй-поля" в середине 90-х. Как, скажем, не имевший аналогов в мире океанский спасатель подводных лодок "Эльбрус", не прослуживший и двадцати лет.
Несостоятельность флотских спасателей, выявившаяся в дни, когда тонул "Курск", очевидно, и сегодня не преодолена. За последние годы, правда, на Северном флоте в строй вступило водолазное судно проекта 11980, построенное в 2004 году в Рыбинске. Но к его созданию-то приступили аж в 1991 году. Сколько же времени понадобится, чтобы оснастить подобными судами наши базы и на других морях и океанах?
Сознавая эту печальную реальность, тихоокеанцы попытались сделать едва ли не единственное, что им осталось - начать тралить район, в надежде зацепить аварийный батискаф. А поскольку и на это надежда невелика, - обратились за помощью к иностранцам. Первой откликнулась Япония. У них, никогда особо мощного подводного флота не имевших, нашлось пригодное для предстоящего дела специальное судно сил морской самообороны "Чиеда". Оно помчалось к Камчатке вместе с минными тральщиками "Урага", "Увадзима" и "Югэсима". Но, по словам командующего ТОФ адмирала Федорова, проблема в том, что в район бедствия оно не может прибыть раньше утра 8 августа. А счет уже идет на часы.