Тирасполь отказывается создавать федеративное государство с Молдавией. Причиной такого решения называет экономическую блокаду, которую объявил Кишинев."Своими действиями Молдавия сама похоронила какие-либо предпосылки для возможного создания федерации", - заявил министр юстиции непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Виктор Балала.
В свою очередь советник президента Молдавии Марк Ткачук назвал сообщения приднестровской прессы о том, что Владимир Воронин "уехал из страны, чтобы снять с себя ответственность за военную агрессию, которую готовят молдавские силовые структуры", "лживыми и провокационными". Напомним, президент Молдавии со 2 августа находится в отпуске - на чешском курорте Карловы Вары.
Выступил с заявлением и президент ПМР Игорь Смирнов, который сообщил о решении Тирасполя разблокировать железнодорожные пути, проходящие через Приднестровский регион и связывающие Молдавию с Украиной и Россией. Он подчеркнул, что Приднестровье "предприняло этот шаг в ответ на решение Киева не блокировать приднестровский экспорт и импорт".
Тем не менее к вечеру дипломатическая война разгорелась с новой силой и вылилась в "электрическую": Приднестровье сократило подачу электроэнергии в Молдавию. Кишинев к такой акции, видимо, готовился заранее. На днях Румыния устами своего посла в Кишиневе Филиппа Теодореску выразила готовность помочь Молдавии с поставками электроэнергии, если у нее возникнут перебои из-за экономических санкций со стороны Левобережья. А начиналось все со споров о языках: русском - в Молдавии, "молдавском на латинской графике" - в Приднестровье.
МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГА
Комментируя "Труду" "приднестровскую ситуацию", директор Института политических исследований Сергей МАРКОВ сказал:
- Отношения между Кишиневом и Тирасполем обострились после того, как было сорвано подписание "меморандума Козака". А сорвано оно в первую очередь из-за страха Запада в лице США, Евросоюза и НАТО перед восстановлением мощи России как антизападной империи. В той ситуации Запад дал Кишиневу определенные обещания за срыв соглашения, и теперь президент Молдавии Владимир Воронин пытается реализовать их и провоцирует конфликт. С тем же усердием раздувают его и приднестровские власти, которые надеются на поддержку России. Оба режима, привыкшие жить отдельно, сегодня боятся идти на компромиссы и принимать какие-то конструктивные решения. Их нужно принудить к ним, но для этого и Запад, и Россия должны действовать совместно, а не подозревать друг друга в коварстве.