- Александр Петрович, вы ездили в Чечню наводить порядок или делиться опытом?
- Я прибыл туда вместе с командующим Воздушно-десантными войсками Александром Колмаковым. Посмотрели, как выполняются боевые задачи, решили ряд проблем. Прежде всего - тыловых. Воздушно-десантные войска стоят в самых ответственных точках Чеченской республики. А снабжение их налажено не лучшим образом. Тех, кто воюет против нас, снабжает полмира, и противник экипирован и вооружен зачастую не хуже. Вот это и попытались поправить.
- Каково сейчас положение в республике?
- Ситуация в Чечне непростая. После гибели президента республики Ахмата Кадырова бандиты активизировались. Это показали и недавние трагические события в Ингушетии. Нагнетается обстановка в связи с очередной годовщиной захвата боевиками Грозного в 1996 году Но надеюсь, принимаемые сейчас решительные меры не дадут повторить подобное.
- Вы получили Звезду Героя в Афганистане. Как сейчас, по прошествии столь многих лет, оцениваете те события? Был ли оправдан ввод в эту страну советских войск?
- В Афганистане шла война за наши геополитические интересы. Доведи мы тогда дело до конца, поверьте, не полыхало бы в Чечне, не было бы такого напряжения и в Центральной Азии.
Главная опасность, и сегодня связанная с Афганистаном, - наркотики и терроризм. Советская армия в свое время жестко боролась с этим злом. А идущий ныне в Россию через сопредельные государства наркопоток за время американской оккупации только усилился.
В этой связи предстоящий вывод из Таджикистана российских пограничников представляется мне крайне опасным.
- Нередко проводятся параллели между афганской войной и нынешней контртеррористической операцией в Чечне. Ваше мнение?
- Чечня - это совершенно другое. Нельзя допускать, чтобы внутри российских границ лилась кровь наших граждан. В 1982 году я повстречал в Панджшерском ущелье старого, седого русского штабс-капитана, одного из тех, кто в период гражданской войны ушел с остатками белой армии в Афганистан. Мне хорошо запомнились его слова: "Не допустите, чтобы коварный враг еще раз разделил нас на "белых" и "красных". Как бы то ни было, сам по себе чеченский народ нельзя ни в чем обвинять: сегодняшняя ситуация в республике - это плод и целенаправленной разрушительной деятельности извне России.
- Как вы охарактеризуете современное состояние Воздушно-десантных войск?
- ВДВ - это особый род войск, и то, что он является самым сильным и боеспособным в нашей стране, у профессионалов не вызывает сомнений. Мы всегда имели и организационно-штатную структуру, и технику, и систему подготовки офицеров и солдат, на 15-20 лет опережающие принятые в любом другом государстве. Не случайно именно ВДВ в последние годы не только закрывали собой все бреши, возникавшие как внутри страны, так и на ее границах, но и достойно представляли Россию в учениях на Западе. Я неоднократно бывал в Югославии с тогдашним командующим ВДВ Геннадием Шпаком. С какой радостью и гордостью мы смотрели на своих солдат, с каким почтением относились к ним американцы, французы, англичане и немцы! В профессиональном плане - в очных и заочных соревнованиях, по результатам выполнения миротворческих задач - российские десантники оказывались на голову выше своих зарубежных коллег. Ведь боевой опыт ничем не заменишь. Американские солдаты считали за честь посидеть с нашими десантниками за одним столом. Славные традиции и уверенность в том, что мы представляем собой реальную силу, - вот становой хребет ВДВ, который мы не потеряли и после реформ и сокращений.