На удивление и восхищение собравшихся журналистов, "Бычок" поехал не на традиционном дизельном топливе: его двигала энергия загадочного для многих эфира. Впрочем, загадочным ДМЭ оставался до тех пор, пока о нем не узнал Юрий Михайлович Лужков. Честь ему, конечно, и хвала, но где же были специалисты, чиновники раньше, почему они не били тревогу, не предлагали и раньше этот самый "эфир" или другое альтернативное топливо, ведь во многих районах столицы дышать было нечем и до указания мэра? У меня два ответа: или многие столичные чиновники ленивы, или на них сильно давит нефтяное лобби, для которого заменители бензина и солярки - это потерянные прибыли.
Как бы там ни было, но альтернативное топливо необходимо любому мегаполису, как воздух. Что же это такое ДМЭ и как его "едят"?
Этот продукт производят в Германии, Англии и у нас в Туле. Правда, наши химики опоздали на несколько лет, но лучше поздно, чем никогда. ДМЭ действительно может заменить дизельное топливо, от которого больше всего и загрязняется воздух. Вы и сами видели, как коптят автобусы, "МАЗы", "КрАЗы", работающие на солярке. Если при сгорании она выделяет множество вредных веществ, то диметиловый эфир распадается на воду и углекислый газ. Кроме того, во всем мире производство ДМЭ обходится гораздо дешевле, чем той же солярки. Однако, боюсь, что нам это не грозит. У нас альтернативное топливо будет стоить дорого хотя бы потому, что нужно затратить много средств на наладку производства в промышленном масштабе. Пока ДМЭ вырабатывают лишь на экспериментальной установке. Раньше диметилэфир считали вообще так называемой нежелательной примесью. Потом его стали применять вместо вредного фриона в баллонах с дезодорантами. И вот оказалось, что эфир еще и может служить топливом для автомобилей. Того количества, которое сейчас вырабатывает экспериментальная установка, вполне хватит для одного московского автобусного парка. Так что эксперимент с легкой руки мэра в столице начинается.
Что дальше? А вот тут утешительного не много. Да, в столице с марта действует "мэрская" программа использования на городском транспорте "чистых" видов топлива. Да, завод ЗИЛ готов поставлять продемонстрированный журналистам грузовичок "Бычок", который с удовольствием "кушал" не импортный ДМЭ, а наш, отечественный. Да, новое топливо можно будет применять и на автобусах "Икарус". Да, переоборудованием двигателей под экотопливо есть кому заниматься - это готовы делать отечественные предприятия. Однако о производстве диметилэфира в промышленных масштабах говорить рано. По мнению президента "Еврохима" Николая Левицкого, для осуществления проекта нужны десятки миллионов долларов. Когда их найдут и где - неизвестно.
Между тем дело, наверное, не только в диметиловом эфире. К сожалению, именно экономическая сторона борьбы за чистоту столичной экологии чаще всего становится камнем преткновения. Так, в мире автомобили, работающие на сжиженном газе, все больше входят в моду. И не только потому, что администрации крупных городов всерьез занимаются проблемой, а и потому, что это дешевле. Загляните на наши "газовые" заправки. Цена этого дешевого топлива почти сравнялась с дизельным. Зачем человеку тратиться на установку, позволяющую двигателю работать на газе? Ничего путного не выходит и с тем, чтобы в бензин добавлялось определенное количество этилового спирта. А ведь сегодня около двух третей производимого в мире этилового спирта как раз и используется в качестве добавок в топливо. Почему наши производители того же бензина не разводят его спиртом? Ведь вредных выбросов будет гораздо меньше? А потому, считают экологи, что в России горючее для автомобилей производится на основе бесчисленной нормативной документации и гостов, которые были составлены еще во времена царя Гороха. Вот и гонят нефтепереработчики вредное для здоровья людей топливо...
Из всего этого вывод напрашивается сам собой: перспектива дышать чистым воздухом у москвичей, конечно, имеется. Но когда она станет реальностью - даже, наверное, и мэр не знает.