Радужную картину развития страны в первом полугодии несколько подпортили данные о жизненном уровне пенсионеров. Эта многочисленная и социально незащищенная категория россиян, по подсчетам Госкомстата, так и не смогла одолеть докризисную планку. Размер пенсий в июне против отсчетного августа 98-го года недотянул 7,5 процента. Однако, по словам Соколина, реальный размер назначенной ежемесячной пенсии в России по сравнению с сентябрем того же года вырос на 28 процентов. Такая разница в цифрах объясняется тем, что последствия "черного августа" более всего аукнулись в сентябре, когда обвал финансовой системы повлек за собой глубочайший системный кризис и резкий рост цен на товары первой необходимости.
Глава Госкомстата, чьи методики подсчетов совсем недавно не нравились правительству, теперь вслед за кабинетом министров зафиксировал продолжение экономического подъема в стране. В отчете сказано, что по итогам первого квартала 2002 года рост ВВП составил 3,7 процента от уровня аналогичного периода прошлого года, а за неподсчитанное еще первое полугодие рост обещает быть даже "чуть больше". При этом доля теневого сектора экономики, как и в предыдущие годы, продолжает оставаться неизменно высокой - примерно 20 процентов.
По другим показателям все у нас обстоит не так плохо. Так, число безработных в стране в июне было на 30 процентов меньше, чем в августе - сентябре кризисного года, а просроченная задолженность по зарплате ниже даже на 60 процентов. Хотя этот показатель хуже, чем был совсем недавно. Только за июнь 2002 года долги по зарплате бюджетникам в России выросли на 7 процентов. Правда, Соколин объяснил это "недоразумение", вызвавшее беспокойство президента, сезонным фактором, когда работники сферы образования в массовом порядке выходят в отпуск.
А вот с инфляцией в Госкомстате вышла промашка. Обещанной дефляции, то есть снижения потребительских цен, в июле не случилось. По предварительным данным, инфляция по прошлому месяцу составит от 1 до 2 процентов. Неточность прогноза глава Госкомстата объяснил позицией сахарных компаний, которые в самый сезон домашних заготовок резко подняли цены на сладкий продукт. Хотя и без того индекс потребительских цен в июле превысит июньский уровень. Соколин попутно отметил, что со времени августовского кризиса цены в России выросли на 250 процентов, то есть все стало дороже в 2,5 раза.
Впрочем, даже если статистика слегка приукрасила картину, докладывая о росте благополучия российских граждан, то в любом случае произошло знаменательное событие: последствия кризиса удалось преодолеть. Но было бы совсем здорово, если бы это на своем кармане прочувствовали все наши сограждане. Тогда можно бы перестать без конца сравнивать свой бюджет с докризисным и просто радоваться, что "жить становится лучше, жить становится веселее".