"ИЗВИНИТЕ, ОШИБОЧКА ВЫШЛА. СУДЕБНАЯ..."

Для людей, подвергшихся необоснованным репрессиям, последствия оплошностей, допускаемых лицами, облеченными исполнительной и судебной властью, оказываются крайне неблагоприятными. Это и отстранение от должности или увольнение с работы, это прямые убытки и упущенная выгода, это, наконец, незаконное лишение свободы. Во всех случаях пострадают доброе имя и репутация человека. И уж коли на подобных ошибках учатся, желательно точно определить, сколько стоит такая учебаи кто ее оплатит.

МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ
Россияне по натуре своей люди спокойные и безобидные. Исторические хроники свидетельствуют, что заморских гостей на Руси поражало, как спокойно и безропотно, иногда почти без охраны, осужденные шли на казнь. Прошли века, но, видимо, где-то на генном уровне осталась вековая привычка терпеть от власти любые притеснения. Только этим, пожалуй, можно объяснить, что пострадавшие от нерадивых или недобросовестных "стражей закона" в большинстве своем довольны уже тем, что все хорошо закончилось, остались живы и, может быть, даже здоровы. Да и как тут не радоваться, когда удалось покинуть стены переполненного, кишащего уголовниками и инфекциями "казенного дома".
Ошибка ошибке рознь. В сфере правосудия погрешности, конечно, тоже допустимы, но лишь в той мере, пока они существенным образом не затрагивают основных прав и свобод человека. Однако трудно себе представить, например, не затрагивающие прав и свобод обыск или арест.
Самое интересное, что еще с начала 80-х годов продолжает частично действовать (утвержденная 2 марта 1982 года Прокуратурой, Минфином, Минюстом СССР и согласованная с силовыми ведомствами тех лет, включая КГБ) инструкция, регламентирующая порядок возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Даже с учетом произошедших за последние десятилетия кардинальных изменений документ сохранил свою значимость. Им, в частности, определены процедура возмещения и виды подлежащего компенсации имущественного ущерба, а также регламентировано восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и других прав.
Тем не менее людям, невинно пострадавшим от судебной или следственной ошибки, не стоит обманывать себя надеждами на то, что реакция компетентных ведомств будет именно той, на которую они вправе рассчитывать. Ущерб от необоснованного вовлечения в уголовно-правовую сферу довольно часто так и остается невозмещенным. И вот почему.
Во-первых, сотрудники правоохранительных ведомств часто сами не имеют ни малейшего представления о возможности такого возмещения, а тем более об особенностях его процедуры. Хуже того, некоторые из них, допустив ошибку, боятся, что возмещать убытки им придется за собственный счет, хотя это далеко не так. Некомпетентность в совокупности с боязнью понести ответственность заставляют их направлять свои способности на то, чтобы у пострадавших поскорее отпало всякое желание жаловаться и требовать сатисфакции.
Второй причиной является низкая активность самих граждан, которые волею судеб или нерадивых должностных лиц попали в уголовно-правовой круговорот. Пострадавшие от должностных лиц зачастую считают (к сожалению, часто не безосновательно), что жалобы окажутся пустыми хлопотами.
ТЮРЕМНАЯ КАША, ИСПОРЧЕННАЯ МАСЛОМ
Если верить закону, то на страже прав и свобод граждан, вовлекаемых в судопроизводство по уголовным делам, стоят и прокуратура, и суд, и многочисленные вышестоящие инстанции правоохранительных органов. Такое обилие заступников по идее должно гарантировать защиту человека от произвола или нелепых случайностей. Некоторых граждан это вводит в заблуждение, и они спешат скорее жаловаться на ущемление прав во все возможные инстанции.
Однако, поступая по принципу "кашу маслом не испортишь", они совершают ошибку. Практика показывает, что одновременное обращение сразу в несколько инстанций приводит порой вопреки здравому смыслу не к скорейшему разбирательству, а к диаметрально противоположному эффекту. Так, например, обращаясь сразу в вышестоящий орган и в суд, вы рискуете преждевременно стать для судьи отрицательным раздражителем со всеми вытекающими из этого последствиями.
Если судьей будет установлено, что аналогичная жалоба подана в вышестоящий орган (должностному лицу) и при этом не истек месячный срок для получения ответа, то ее в суде не примут. Может случиться и так, что наличие жалоб одновременно в нескольких инстанциях приведет к взаимным попыткам переложить работу по ее проверке друг на друга. Как это ни парадоксально, но многовековой российский опыт показывает, что все обращения правдоискателя могут разом оказаться в одном "долгом ящике".
Чтобы избежать этого, лучше обращаться к различным адресатам не одновременно либо привлекать к своему вопросу внимание общественности и СМИ.
Для того чтобы получить компенсацию, надо, по меньшей мере, правильно изложить свои претензии. По закону устная жалоба влечет те же юридические последствия, что и письменная. Однако если вас внимательно выслушали, посочувствовали и пообещали помочь, но при этом не составили никаких документов, то перспективы, скорее всего, туманны. Устные жалобы обязательно должны быть запротоколированы, иначе это простое сотрясение воздуха. Обеспечение правильности составления протокола входит в обязанности должностного лица, принимающего устное сообщение.
Когда же правдоискатель решил сам написать заявление, ему придется соблюсти следующие правила. В частности, жалоба должна содержать:
1. Наименование суда или органа, в который подается прошение.
2. Фамилия, имя и отчество подателя жалобы, его место жительства и (желательно) работы.
3. Наименование органа (лица), действия или решения которого обжалуются.
4. Время совершения обжалуемых действий.
5. Причины, по которым заявитель считает обжалуемые действия неправомерными.
6. Требования заявителя.
7. Перечень прилагаемых документов, а при необходимости и список свидетелей, которые могут подтвердить обоснованность требований.
Требования к содержанию жалобы законом не регламентированы. Это всего лишь результат обобщения опыта многих заявителей, жалобы которых возвращались без рассмотрения со ссылкой на неправильное оформление представленных документов.
Предположим, что жалоба гражданина на неправомерные действия или решения, нарушающие его права и свободы наконец принята и даже признана обоснованной, а сам он реабилитирован (например, дело прекращено или человека оправдал суд). При таком раскладе возникает право требовать возмещения вреда, причиненного обжалуемыми действиями. Государство же в соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации несет ответственность по возмещению вреда за незаконные действия (бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц.
Вынесение оправдательного приговора или постановления (определения) о прекращении уголовного дела обязывает орган дознания, следователя, прокурора или суд разъяснить реабилитированному порядок восстановления его нарушенных прав (ст. 58' УПК). Делаться это должно путем вручения письменного извещения.
Но иногда такому гражданину могут "забыть" растолковать его права. Нет, в материалах дела, возможно, будет храниться копия соответствующего уведомления, но это не означает, что первый экземпляр дошел до адресата.
ГДЕ ДЕНЬГИ?
Компенсационные выплаты осуществляются не по любому поводу. Для этого требуются определенные основания, и таковые разработаны законодателем для выплаты компенсации нанесенного гражданину вреда.
Право на возмещение вреда возникает:
- при условии вынесения оправдательного приговора,
- прекращения уголовного дела за отсутствием события преступления,
- за отсутствием в деянии состава преступления или при доказанности участия гражданина в совершении преступления, то есть при наличии реабилитирующих обстоятельств. Исключением из этого правила являются случаи, когда производство по делу прекращается в отношении лица, совершившего свой поступок, будучи невменяемым, или если пострадавший путем добровольного самооговора препятствовал установлению истины по делу и тем самым способствовал наступлению негативных последствий для самого себя.
Вообще-то требование о выплате компенсации предъявляется в зависимости от места работы допустивших промашку должностных лиц, соответственно в министерство или управление (главное управление) внутренних дел субъекта Федерации (республики, края, области, города, округа), в приравненные к ним органы ФСБ и ФСНП, либо непосредственно в центральные органы названных ведомств. А при постановлении оправдательного приговора или прекращении дела судом любой инстанции - в суд, рассматривавший дело по первой инстанции.
Ну и конечно же, традиционным местом, куда россияне привыкли жаловаться, является Генеральная прокуратура со всеми ее нижестоящими структурными подразделениями.
Орган, куда обратился гражданин, в течение месяца делает все необходимое для определения размера ущерба (истребует документы, производит расчеты и т.п.) и выносит постановление. В нем со ссылкой на полученные документы приводится расчет, определяется итоговая сумма возмещения. Копия этого постановления, заверенная гербовой печатью, вручается реабилитированному. На ее основании финансовый орган в срок не более пяти дней выдает ему чек для получения в местном учреждении ЦБР соответствующих сумм.
В случае несогласия с положениями постановления гражданин может подать жалобу прокурору или в вышестоящий суд.
ПРЕЙСКУРАНТА В МИЛИЦИИ НЕТ
Практика показывает, что наряду с теми нашими согражданами, которые рады уже самому факту освобождения и готовы все простить, появились другие. Эти, наоборот, требуют возмещения всех своих расходов. Но, дело в том, что возмещаются только:
- заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий;
- пособия, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы;
- имущество, конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, на которое наложен арест;
- штрафы, взысканные во исполнение приговора суда;
- судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями;
- суммы, официально выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи.
Расширить этот перечень практически невозможно.
Если же требование реабилитированного неудовлетворено или он не согласен с принятым решением по поводу восстановления его прав, то возникший спор должен разрешаться по правилам гражданского судопроизводства, но в данном случае предусмотрен "льготный" порядок. В частности, истец наделен дополнительными правами: освобожден от уплаты государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела, может выбрать по своему усмотрению суд, где произойдет такое рассмотрение, на него не возлагается бремя доказывания (вред возмещается независимо от вины конкретных лиц за счет казны).
Компенсация морального вреда, причиненного в результате незаконного осуждения и привлечения к уголовной ответственности, возможна лишь за инциденты, случившиеся после 1 марта 1996 г. Если незаконные действия имели место до этой даты, компенсацию морального вреда можно требовать лишь в случае доказанности вины его причинителя.
Поскольку ни в здании суда, ни в отделении милиции или прокуратуре вы не увидите прейскуранта или прайс-листа с указанием как оценить, к примеру, ущерб, нанесенный деловой репутации, то пострадавшим приходится самим определять цену нанесенного вреда. Такая самостоятельность наших сограждан приводит к значительному разбросу предъявляемых требований: от рубля до миллиардных сумм.
Возмещение морального вреда, а точнее его оценка судом, всегда была и, наверное, будет сложнейшим моментом в судопроизводстве. Действительно, по какой, например, мерке можно оценить в денежном исчислении перенесенные страдания.
Согласно правилам гражданского судопроизводства, заявитель сам должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.
В соответствии с пунктом первым статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, "вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом".
То есть по таким делам от имени казны Российской Федерации в качестве ответчика выступает Министерство финансов Российской Федерации.