Тамара Синявская: Рядом с Магомаевым никогда не чувствовала себя звездой!

 Всемирно известная оперная певица с «бархатным голосом и золотым характером» отмечает 70-летие

 

Народная артистка СССР и Азербайджана Тамара Синявская сегодня, шестого июля, празднует свое 70-летие.

В 21 год она стала примой Большого театра, блистала во многих спектаклях оперной классики, в творческой копилке исполнительницы - множество наград самых престижных музыкальных конкурсов.

Президент России Владимир Путин поздравил оперную певицу с юбилеем. «В своем творчестве Вы соединили все самое лучшее, чем славится отечественная вокальная, оперная школа. За годы преданного служения высокому искусству, родному театру - состоялись как выдающаяся певица, блистательная исполнительница партий классического репертуара, романсов, русских народных песен», - говорится, в частности, в поздравительной телеграмме президента.

C юбилеем Тамару Синявскую поздравил и врио мэра Москвы Сергей Собянин. В его поздравительной телеграмме отмечено, что ведущие оперные партии, блестяще исполненные Синявской, навсегда вошли в золотой фонд отечественного музыкального искусства.

В детстве солистку Большого театра просили петь потише

Тамара Синявская родилась в Москве в 1943 году. Природа одарила ее необыкновенным по объему и красоте голосом. Будущую оперную звезду в послевоенном московском детстве соседи просили петь потише и посоветовали ее матери отвести ее в Дом пионеров.

Сначала девочку записали в танцевальную группу знаменитого детского ансамбля песни и пляски под руководством Владимира Локтева. Затем руководитель ансамбля, заметив ее вокальные способности, перевел ее в хор. Во время занятий в ансамбле Локтева будущая оперная певица научилась не бояться публики и даже побывала на гастролях в Чехословакии.

После окончания школы она поступила в музыкальное училище при Московской консерватории и закончила его по классу пения.

В 1963 году Синявская была принята в стажерскую труппу Большого театра. Дебютной ролью была небольшая партия пажа в опере Верди «Риголетто». Первые выступления певицы в спектаклях Большого театра привлекли к ней пристальное внимание любителей музыки, критиков и коллег.

С 1968 года певица начинает успешно выступать на конкурсах вокалистов. Синявская получила золотые медали в Болгарии и Бельгии, затем заняла первое место на Международном конкурсе имени Чайковского.

Летом 1974 года Тамара Синявская стала солисткой оперы Большого театра. На его сцене Синявская пела самые разные партии, как в классических, так и в современных операх. Галерея созданных ею образов в операх русских композиторов богата и разнообразна. Ее самой любимой героиней была Любаша в опере Римского-Корсакова «Царская невеста».

В 1973-1974 годах она стажировалась в знаменитом миланском театре «Ла Скала». В 1978 году певица впервые вышла на сцену Большого театра в роли главной героини оперы Бизе «Кармен».

Синявская исполнила на сцене Большого театра практически все крупные партии для меццо-сопрано. В ее репертуар вошли: Флора в «Травиате» Верди, Наташа, Графиня в «Октябре» Мурадели, Полина в «Пиковой даме» Чайковского, Княгиня в «Русалке» Даргомыжского и многие другие.

Тамара Ильинична много выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии, гастролировала с концертами в Японии, Китае, Южной Корее.

С 2005 года Синявская – заведующая кафедрой вокального искусства факультета музыкального театра Российской Академии театрального искусства (ГИТИС), профессор. В 2010 году возглавила Международный конкурс вокалистов имени Магомаева.

Более 35 лет Тамара Синявская выступала в жанре вокального дуэта с мужем, народным артистом СССР Муслимом Магомаевым.

«Главная сцена в жизни - Муслим»

Они познакомились в 1972 году в Баку, где в филармонии имени Муслима Магомаева (дед Муслима Магомаева) проходила декада русского искусства в Азербайджане, а в 1974 году поженились. С тех пор - и в жизни, и на концертной сцене - они были вместе.

О том времени Тамара Синявская вспоминает: «Когда мне было 29 лет, начался мой роман с Муслимом. Я тогда стажировалась в Италии. Муслим ежедневно звонил мне, давал послушать новые записи. Мы много и подолгу общались. В какую копеечку влетели ему эти звонки, можно лишь себе представить».

По воспоминаниям Магомаева их первое знакомство произошло по телевизору. «Мы с другом смотрели конкурс им. Чайковского. И вот на сцену выходит Тамара. Выглядела она совсем как девочка, которой, может быть, я и не заинтересовался. Она начала петь, и я от изумления даже рот открыл. Помню, я сказал: «Вот это меццо-сопрано! Настоящее!». Магомаев признавался, что она потрясла его своим искусством.

Оба сильные творческие личности, яркие незаурядные певцы, известные и любимые публикой – сначала они никак не могли поделить между собой пьедестал, но с годами их союз оказался одним из самых крепких звездных дуэтов.

По словам Синявской, ей всю жизнь было интересно с Магомаевым. « У талантливых людей не бывает все гладко. Помимо любви, привязанности, есть еще одно чувство - глубокое уважение».

Магомаев же считал, что браки заключаются на небесах. «Мы могли бы давно развестись и разойтись в разные стороны, но что-то все время удерживает и создает равновесие. Она просто неотъемлемая часть меня. Если она нездорова, то, значит, и я нездоров...Да мало ли мужчин, которые по гроб жизни любили своих жен и при этом не могли объяснить, за что».

«Он снится мне каждую ночь. Встаю утром, и кажется, что сейчас попросит кофейку налить... Вчера я была в институте, потом на радио. Я сейчас просто заполняю свою жизнь. Но я в неё не вернулась. Раньше у меня был дом, семья и любимая работа. Осталась только работа», - говорит Синявская.

Тамара Синявская часто приезжает на родину супруга, участвует в различных мероприятиях и, конечно же, посещает могилу Муслима Магомаева на Аллее почетного захоронения.

Она все еще не может смириться с этой потерей: «Вы меня не поймете... Очень тяжело посещать могилу родного и близкого человека».