По истории шоколада написаны ученые трактаты. Первыми стали культивировать дикорастущее какао-дерево индейцы майя. Какао они считали священным напитком. В империи ацтеков какао-бобы были эквивалентом денег. А потом и испанские конкистадоры окрестили шоколад "черным золотом". В Старый Свет он пришел как напиток высшего общества, а еще целители использовали его как лекарство. Среди тех, кто шоколадным напитком лечил недуги, был сам кардинал Ришелье. У мастера дворцовых интриг губа была не дура.
Впрочем, диетологи по сей день спорят о пользе или вреде шоколада. Некоторые уверяют, что в больших количествах он вреден: избыточный вес, кариес, повышенное кровяное давление. Но, с другой стороны, в больших количествах вреден любой продукт. Какао не содержит холестерина. А что касается давления, то ведь смотря с чем сравнивать: в чашке кофе - 120 миллиграммов кофеина, а в 100-граммовой шоколадке - всего 20.
Зато всем известно, что шоколад - классный антидепрессант, стимулирует память, заряжает бодростью. А еще содержит эфирные масла, которые защищают сосуды от атеросклероза. По крайней мере американские и греческие медики доказали пользу шоколада для сердечно-сосудистой системы. А те же немцы считают, что он еще и альтернатив виагры. Кстати, как говорят знающие люди, в номерах парижских отелей есть две обязательные вещи, не включенные в прейскурант, - плитка шоколада и презерватив.
Извечная мечта советского человека воплотилась в комичную формулу "сало в шоколаде". Едва ли кто пробовал этот невообразимый "деликатес", но с формулой не поспоришь. Как известно, во времена всеобщего дефицита на всех не хватало колбас, сала, хороших конфет. Поэтому поезда, которые шли из Москвы, пахли колбасой и шоколадом. То было время, когда "Красная шапочка" и "Аленка" в провинции считались роскошью.
В перестройку "Аленку" вытеснили "Баунти", "Марсы", "Сникерсы", "Alpen Gold". Тогда свыше 70 процентов плиточного шоколада поставлялось из-за границы. Казалось, советскому шоколадному бренду пришел каюк. Однако жизнь расставила все по своим местам. Иностранные компании (Nestle, Kraft Foods International, Cadbury) открыли в России свое производство, оценив перспективность рынка. Гиганты отечественной кондитерской индустрии ("Бабаевский", "Красный Октябрь", "Рот-Фронт"), очухавшись от перестроечного шока, консолидировались и стали вполне конкурентоспособными. А попутно выяснилось, что в смысле шоколада наши люди по-хорошему консервативны, предпочитают продукцию отечественных марок. В общем, поток шоколада из-за кордона сократился до нескольких процентов.
Впрочем, судя по опросам, свыше 70 процентов жителей провинции любой шоколад считают дорогим удовольствием. Регулярно балуются шоколадом разве что жители двух столиц, где уровень зарплат значительно выше. Скажем, в Москве сейчас продается свыше четверти всей шоколадной кондитерки.
Из шоколадной продукции наши люди отдают предпочтение развесным конфетам - дешево и сердито. Что касается непосредственно шоколада, то тут лидер продаж - традиционный черный шоколад. На втором месте - молочный плотный с различными наполнителями, добавками. Белый пористый - на любителя, а диабетический - для больных. Батончики продолжают сохранять статус "перекуса на ходу" - для быстрого утоления голода.
О том, какой шоколад лучше, поведал корреспонденту "Труда" президент Ассоциации предприятий кондитерской промышленности "АСКОНД" Виктор Шаршапин:
- Лично я предпочитаю продукцию "Красного Октября", "Бабаевки". Кто-то любит шоколад с наполнителями - начинки кремовые, помадковые, ореховые. Это дело вкуса. Настоящий шоколад отличить просто: в нем не должно быть заменителей какао-масла. Так что советую внимательнее читать на упаковках информацию о составе продукта.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Ирина КОМАРОВА, зам. директора Центра биологической безопасности:
- Нередко какао-бобы производители заменяют соевым белком. Кроме того, добавляют красители, ароматизаторы. При этом деньги с народа дерут, как за натуральный шоколад, хотя к шоколаду такой продукт не имеет никакого отношения. Лучше выбирать продукцию известных производителей, которые дорожат честью своих марок.