ЧАС ЧЕЛОВЕКА С ЖЕЗЛОМ

Вчера в Госдуме рассмотрен во втором чтении законопроект об усилении ответственности за нарушение Правил дорожного движения. После первого чтения, которое вызвало волну общественного возмущения, депутаты внесли ряд серьезных поправок. Но даже после корректировки документ едва ли понравится водителям. В отличие от инспекторов, которые будут их бить рублем.

Напомним, что в первом чтении законопроект был попросту драконовским. Минимальный штраф (например, за то, что водитель забыл страховой полис или превысил скорость на 10 км) предлагался в размере 300 рублей. А инспекторам ГАИ депутаты собирались вернуть "золотую жилу", то есть право брать штрафы за незначительные нарушения прямо на дороге и без составления протокола. Кстати, когда ВЦИОМ по горячим следам провел на эту тему опрос населения, многие предсказали, что неизбежным следствием ужесточения наказаний за нарушение Правил дорожного движения станет усиление произвола и взяточничества сотрудников ГИБДД. А еще граждане убеждены, что от повышения штрафов пострадают в первую очередь малообеспеченные, тогда как хозяева жизни на "крутых" автомашинах продолжат безбоязненно нарушать правила.
Справедливости ради следует сказать, что многие предложения общественность сочла вполне правомерными. Например, за вождение в пьяном виде - лишение прав на срок до двух лет. Или за превышение скорости на 60 километров в час, а именно это служит основной причиной наездов, - штраф 2000 - 2500 рублей. Наверное, оправдан и крупный штраф в 5 тысяч рублей либо определение на 15 суток за управление машиной после лишения водительских прав.
Как заявил корреспонденту "Труда" председатель Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин, в законопроект ко второму чтению удалось внести целый ряд серьезных поправок. Например, сотрудникам ГИБДД все-таки не разрешат брать деньги с мелких нарушителей на месте. Водитель согласен с нарушением и суммой штрафа? Значит, протокола составлять не требуется, достаточно выписать квитанцию. Если автомобиль задержан, его эвакуация и сутки хранения будут бесплатными. Ну и, наконец, главное - минимальный размер штрафа понижен с 300 до 100 рублей.
При этом целый ряд поправок в законопроект внести так и не удалось. Например, на собственника машины по-прежнему возлагается обязанность доказывать, что он не нарушал Правил дорожного движения. Никакой презумпции невиновности. Сотрудник ГИБДД имеет полное право остановить машину и заставить водителя пройти унизительную процедуру - "подуть в трубочку". Было предложение предоставить право водителям, вступившим к контакт с гаишниками, вести аудио- и видеозапись. Мало ли на наших дорогах оборотней в погонах! Увы, поправка не прошла. Человек с жезлом всегда может вас остановить, а вы его - нет.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ, кинорежиссер, владелец "Фольксваген Туарек" (за рулем 40 лет):
- Ни к чему хорошему ужесточение ответственности не приведет. Единственный выход - вести нормальный человеческий разговор, воспитывать водителей. Тогда, может быть, что-то выйдет. А рост штрафов, увеличение налогов на автовладельцев вызывает у людей чувство, что на них давят и вымогают из них последние деньги. Я понимаю, что у тех, кто давно не живет нормальной, человеческой жизнью, не зарабатывает на нее, как простые смертные, отсутствуют о ней реальные представления. Кто сказал, что владелец машины - богач? Да он, может, все сбережения в нее вложил и еще в долгах остался. А на него взваливают к тому же дополнительное налоговое бремя и облагают штрафами, как красными флажками. Не исключаю, что все это в конечном итоге приведет к социальному протесту, схожему с тем, что мы видели после монетизации льгот. Тогда ведь тоже приняли закон по-тихому летом. А зимой, когда он вступил в силу и народ понял, что случилось, вспомните, что началось...
Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий, владелец "Мерседеса" (за рулем 27 лет):
- У меня двоякое отношение к нововведениям. С одной стороны, есть нарушения, за которые надо наказывать по всей строгости, повышая штрафы: проезд на красный свет, двойные-сплошные. А не дай Бог, пьяный за рулем! Но есть подозрение, что все это выльется лишь в увеличение размера взяток. Опять же, дают их те, кто игнорирует правила. Получается, если взятка станет больше, то меньше станут нарушать, будут экономить деньги. Но мне хотелось бы, чтобы все было разумно: например, вместе со штрафами росла бы зарплата сотрудников ГИБДД. А те, кто идут туда работать, были действительно профессиональными и достойными людьми, вызывающими совсем другие эмоции, нежели сейчас.