ОПЯТЬ ПРО ЭТО

Андрей Малахов начинал карьеру как ведущий "Доброго утра", но у многих он до сих пор ассоциируется с программой "Большая стирка". Там он был эдаким шустрым и разбитным пареньком, наряжающимся в пестрые рубашки и азартно прыгающим по студии. Следующий проект с его участием - "Пять вечеров" - был серьезней, и ведущий появлялся в студии уже в костюме и при галстуке. Программа, кстати, вышла в финал "ТЭФИ", а Малахов был объявлен любимцем публики.

И вот в прошлом году появилось ток-шоу "Пусть говорят", представляющее собой нечто среднее между двумя вышеупомянутыми программами. В том числе и в имидже ведущего: он не такой яркий, как в "Стирке", но в то же время и менее пафосный, чем в "Пяти вечерах".
ЧТО ТАКОЕ "ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ"
Тема выпуска программы "Пусть говорят", на съемках которой мне предстояло побывать, была заявлена так - "Достойная жизнь". Неужели Малахов от скандалов обратился к социалке?.. Простояв в пробке, я опоздал к началу записи и вошел в студию, когда съемки были в самом разгаре...
Микрофон в руках держал старик с большущей бородой и в кепке и говорил... о сексе и о том, как нравится ему им заниматься в свои почтенные годы. Как я позже выяснил, отправной точкой программы стал рассказ о клубе любителей секса под названием "Достойная жизнь", организованном в Москве пожилыми людьми.
Вслед за стариком в креслах оказалась семейная пара - совсем еще молодые ребята Максим и Юля. "Мы сознательно отказались от секса, - обведя аудиторию грозным взором, произнесла Юля. - Потому что, мы считаем, что в жизни есть много более интересных вещей и занятий, которым стоит посвятить свое время. И если захотим завести ребенка, то будем использовать технику искусственного оплодотворения".
Если на выступление предыдущего оратора зал реагировал не очень бурно, то здесь он взорвался. Девушка во втором ряду, вскочив, с красными от возмущения щеками прокричала: "Вы просто не любите друг друга и не хотите заниматься любовью!"
Из следующих выступавших особенно яркое впечатление произвела жительница мордовского села Евдокия Егоровна, которая в 15 лет влюбилась в соседа и берегла свое целомудрие до 52-х, когда наконец смогла выйти за него замуж. Жирный восклицательный знак в обсуждаемой теме был поставлен последним гостем студии - Валей Исаевой, ставшей матерью в двенадцать лет, пришедшей в студию вместе со своей бабушкой. Девочке было явно не по себе, она смущалась и робела, но - надо отдать должное Андрею Малахову - тот беседовал с ней участливо и даже с некоторой теплотой в голосе.
Что же касается людей в студии, то, кроме гостей, экспертов и иных персонажей, имеющих отношение к обсуждаемой теме, большую часть аудитории составляют те, кто пришел сюда с единственной целью: засветиться на телеэкране. Кстати, сделать это совсем несложно, для этого достаточно позвонить в редакцию программы и записаться у редактора по гостям. И хотя никаких денег за такое сидение перед камерой не выплачивают, поток желающих мелькнуть на телеэкране не иссякает.
ДРАКИ
В РЕКЛАМНОЙ ПАУЗЕ
В отличие от подавляющего большинства других ток-шоу, "Пусть говорят" записывается так, как будто идет в прямом эфире, то есть без дублей. Кстати говоря, некоторые его выпуски действительно транслируются в прямом эфире на Дальний Восток, но если надо переделать небольшой эпизод, то этот момент переснимают и затем вклеивают в окончательную версию шоу, которая показывается на Москву. Из-за привязки к формату прямого эфира во время съемок делается несколько перерывов на рекламу. В этот момент студия преображается: сидящие в зале начинают громко переговариваться, бурно выражая накопленные эмоции. Рассказывают, что несколько раз дело доходило даже до драки между гостями программы.
Андрей Малахов же во время перерыва на рекламу, наоборот, утрачивает свою стремительность и сосредоточенно погружается в чтение сценария. Ведь при всей видимости свободы ведущего у программы есть жестко выстроенный план, отступления от которого, прямо скажем, не поощряются. Роль сценария в этом ток-шоу очень велика, поскольку редакторы при его подготовке плотно работают с каждым из участников, выясняя их взгляды, позиции, характерные реакции и вообще проясняют, что от них можно ожидать. Перед ними стоит задача построить драматургию шоу таким образом, чтобы раскрыть своих героев и получить от них откровенные признания как можно скорее, поскольку у съемочной бригады нет возможности снимать эту программу долго, а потом заниматься ее монтажом.
Во время рекламного перерыва одним из самых главных персонажей на площадке становится шеф-редактор по гостям. Она уводит или пересаживает уже выступивших и приглашает тех, кому предстоит выступать в следующем "тайме". "Асексуалы уходят окончательно или мы их оставляем?" - слышится ее голос из дальнего угла студии...
Охрана в студии дежурит постоянно. Конечно, это не бравый спецназ, а двое незаметных сотрудников службы безопасности Первого канала. Рассказывают, что прибегать к их помощи пришлось лишь однажды: как-то на съемке программы на тему "Верните ребенка!" выступала суррогатная мать мальчика, рассчитывавшая, что семья усыновителей вернет ей сына прямо на записи передачи. А не достигнув желаемого, отказалась покидать студию. Вызвали сначала специалиста-психолога, потом пришлось прибегнуть к помощи секьюрити. Те, к слову, силу не применяли, а действовали исключительно методами убеждения.
СКАНДАЛ ВО БЛАГО
В небольшом закутке, где во время записи находится большая часть администраторов и съемочной группы, мне удалось поговорить с Натальей Никоновой - продюсером студии спецпроектов, снимающей для Первого помимо "Пусть говорят" такие программы, как "Лолита. Без комплексов", "Малахов+", "Доктор Курпатов" и ряд других.
- Наталья, скажите, как вам удается находить такие неоднозначные темы и таких своеобразных героев?
- У программы есть большая сеть корреспондентов, работающих в различных регионах страны, которые читают местную прессу и выбирают из нее все самое интересное. Также мы активно сотрудничаем с региональными издательствами. У нас есть и иные журналистские каналы поиска, позволяющие нам поднимать волнующие телезрителей темы и собирать в студии героев, которые могли бы быть им интересны. Такая досценарная работа по выбору героев является одним из самых важных и сложных этапов подготовки программы. Вообще я считаю, что наша программа и есть настоящая свобода слова, поскольку в ней всегда ведется достаточно честный разговор о стране и в нем участвуют различные слои нашего общества.
- Андрей Малахов постоянно заглядывает в сценарий, а задавая вопросы, растягивает гласные, из чего можно сделать вывод, что фразы рождаются у него в момент обращения к собеседнику. Так что же важней: сценарий или импровизация?
- У Андрея огромный объем работы, и как живой человек он бывает в разном состоянии, да и энергетика в студии бывает различной. Так что он, конечно, не тупо повторяет сценарные вопросы, а лишь использует их для развития программы, и фразы, написанные редакторами, порою формулирует как-то по-своему в зависимости от ситуации. В этом нет ничего ненормального. Мы им очень довольны. Андрей на сегодняшний день мне кажется одним из самых технологичных ведущих. В отличие от ведущих политических ток-шоу, которые общаются с людьми, умеющими хорошо говорить, Андрею в прямом эфире приходится общаться с простыми, непубличными людьми, которые помимо того, что смущаются, зачастую находятся в сложных, скандальных жизненных ситуациях. И заставить их быть искренними при людях, собравшихся в студии, - это большой труд, требующий высочайшего профессионализма.
...Но вот съемки закончились, и ведущий устремился к выходу, да так живо, что настигнуть его мне удалось аж метров через сто.
- Андрей, не кажется ли вам, что программу следовало бы назвать как-то вроде "Скандал-шоу"?
- Мы никогда не занимаемся приколом ради прикола и не поднимаем скандал ради скандала, нас интересует история, которая попадает в определенный нерв общественной жизни и заставит зрителя задуматься о той или иной нравственной, социальной или этической проблеме. Конечно, любое ток-шоу - это всегда обмен энергиями, зритель смотрит телевизор в основном не для получения специализированной информации, а ради эмоций. Так что если, вызвав у него переживания, мы еще и затронем какие-то важные для общества вопросы и заставим зрителей над ними задуматься, значит, наша цель достигнута.