ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ "ЧАЙНИКА"

Чего только не бывает на российских дорогах. В этом убедился корреспондент "Труда", который дежурил вместе с "гаишниками" на одном из постов в Московской области. ...Контрольно-пропускной пост ГИБДД на 20-м километре Щелковского шоссе. Жара, асфальт под ногами, как пластилин, выхлопной угар. Такое впечатление, что стоишь на бензоколонке, где заправляют паршивой горючкой. Да еще систему "Поток" глючит. Она то и дело подает сигнал тревоги. "Из области в Москву идет угнанная машина...", "Из Москвы в область...".

За последние двадцать минут система четыре раза ревела сиреной. И каждый раз старший лейтенант Андрей Корчагин нервно бежал к дороге. И каждый раз выяснялось, что система просто "дурит". Она областные номера с цифрами "155" считывает, как осетинские - "15". А в кавказской республике, видно, с сохранностью транспорта просто беда. Последний раз "Поток" обозначил совсем уж странный номер: "0000". И подал команду: "Угон..." Лейтенант взглянул на экран монитора и рассмеялся:
- Отбой. Смотри-ка, - обратился он к коллеге капитану Петру Черкасову, - "Поток" дырки от кирпичей в грузовике сфотографировал. А вот на трехзначный столичный номер "177", - поясняет лейтенант уже мне, - у компьютера аллергии нет. Ни разу не ошибся.
- Кто чаще всего уводит машины?
- Угонщику обычно 25 - 35 лет. Много среди них кавказцев. На первом месте по числу угонов "десятка", на втором - "Фольксваген-пассат".
И офицер, вытерев пот со лба, опять отправился к большой дороге. Жезл вверх - останавливаются зеленые "жигули" с областными номерами.
- Давай проверим водителя, - старший лейтенант вводит в компьютер исходные данные. - Так, так, Дзюба, в 2004 году передавал управление лицу в состоянии алкогольного опьянения. В 2005-м проехал железнодорожный переезд на красный свет. И еще у него в Москве отобрали права, - видишь талон "временного разрешения". Но общих со столицей данных у нас в компьютере пока нет, - вздыхает инспектор. - Придется соседям звонить на столичный пост, узнать, за что права изъяли...
В короткие паузы старший лейтенант рассказывает специально для "Труда-7" профессиональные секреты.
КОГО ЧАЩЕ ВСЕГО ОСТАНАВЛИВАЕТ ГИБДД?
- Машина битая, обшарпанная - конечно, надо затормозить. Вдруг ее хозяин пешехода сбил, в ДТП побывал? Надо потребовать справку об аварии. Грязные номерные знаки - тоже подозрительно. То и дело перестраивается или, наоборот, едет слишком правильно мимо поста. И такую машину задержу. Наркомана в потоке вычислю обязательно. Иногда просто чутье подсказывает: "Останови эту машину". В прошлом году задержали террориста Евлоева из Грозного. Машина вроде обычная, водитель - тоже. Но решили проверить. Выяснилось, что хозяин авто находился в розыске как участник бандформирований. Наш Александр Антонов - герой. Он и брал.
- Да ладно тебе, - отмахивается старший лейтенант Антонов. - Взяли и взяли. Это заслуга всей смены...
- Лиц кавказской национальности мы все время проверяем, - продолжает излагать инспекторскую науку лейтенант. - Спросим, куда едет, зачем. Запишем данные в специальный журнал.
"Децлов" обязательно останавливаем. Так мы подростков называем 18 - 20 лет. Только, только получил права, а считает себя Шумахером. Ведет себя, как правило, нагло. Ставит прямоточный глушитель и вперед. Ревет жутко, слышно, как из Москвы выезжает. Приходится ставить на место такого "летчика-испытателя".
Вновь завыла сирена. На этот раз "Поток" не ошибся. ВАЗ -2113, государственный номер НЗ346 90 - в угоне. Водителя приглашают пройти на пост.
- Замучили меня проверками, - нервничает хозяин машины Андрей. - Да, моя машина была в угоне. Но нашли давно.
- База данных в столице, - успокаивает Корчагин. - Пока там сведения уберут, придется потерпеть.
ИДЕАЛЬНЫЙ ВОДИТЕЛЬ, КТО ЭТО?
- Конечно, вежливый, спокойный человек, - рассказывает старший лейтенант Корчагин. - Тот, кто ведет себя с чувством собственного достоинства. Без понтов, без чванства. Не пугается, не заискивает. Если "тыкнет", не обижусь. Братки, кстати, когда останавливаем, всегда обращаются к нам на "вы". Нормально общаются. И с документами у них, как правило, все в порядке. Сейчас это уже и не братки, а предприниматели. Какие у них машины? Иномарки, чаще всего большие джипы.
Приятно иметь дело с хозяином чистой машины. А идеальный водитель тот, у кого еще и все документы по порядку в блокнотике сложены, не помяты. А то права достал, а страховка спрятана где-то под сиденьем. Ищет, нервничает, приносит "изжеванный" листок. Самый тяжелый для нас водитель тот, кто считает, что знает все правила, все приказы: "А вот там-то написано так..."
Как-то рядом остановился грузовик. Выскочил водитель и начал суетиться. То в кузов залезет, то обратно в кабину вернется. Спрашиваем: "Что случилось?" А он в ответ: "Инопланетяне залезли в машину". Проверили водителя - трезвый. Выяснилось, что мужик двое суток за рулем. Вызвали психушку...
В последние три года уровень культуры на дорогах упал. Почему? - не знаю. Может быть, потепление климата сказывается. Ездят и ведут себя по-русски. Я, мол, хозяин на дороге. Ветераны-инспекторы с особым теплом вспоминают водителей 80- х годов. Вот тогда было уважение. Сейчас на первом месте деньги, а правила - фигня. Только дорога, как баня, - она чинов, званий, кошельков не признает.
- А взятки вам предлагают?
- Часто...
- Очень много стало водителей-женщин, - продолжает инспектор Корчагин. - Дамы хуже, чем мужчины, предвидят дорожную ситуацию, но у них лучше реакция. И женщина более предсказуема. Если выбрала полосу, то не съедет с нее, хоть обсигналься. На долю слабой половины, между прочим, приходится только 1 процент аварий.
КОГО ИНСПЕКТОР НЕ НАКАЖЕТ?
- Героя России, даже, если совершил нарушение, Героя Советского Союза, - продолжает капитан Черкасов. - Ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий - тоже милуем.
"Телогрейку" не будем наказывать. Речь о тех, кто зарабатывает "баранкой", кто получает в месяц - две-три тысячи. Так платят в Пензенской, Саратовской, Свердловской... областях. Для такого водителя штраф и в 50 рублей непосилен.
ЛЮБИМЫЙ АНЕКДОТ ЛЕЙТЕНАНТА
Инспектор останавливает водителя:
- Почему вас двое за рулем?
Водитель выходит, оглядывается:
- Ну и что, из-за этого надо было всю машину окружать?
МНЕНИЕ ЗНАТОКА
ПОСТАРАЙТЕСЬ УЛЫБАТЬСЯ
А каким видит автоинспектора сам водитель? Как он бы хотел общаться с "куратором" дороги? Как разойтись с гаишником по-хорошему? На эти вопросы отвечает знаток и профи, ведущий радиопрограммы "Автоликбез", автор популярной "Автоэнциклопедии" Юрий Гейко.
- Я лично вообще бы не хотел видеть автоинспектора на дороге. И не потому, что он мне не симпатичен. Для меня это означало бы только одно: на дорогах воцарился порядок. На днях вернулся из поездки по Европе, где мы за двадцать дней отмотали на машине десять тысяч километров. И увидели дорожных полицейских только раз, в Монако и лишь потому, что проходили тестовые заезды по "Формуле-1". На дорогах там совсем другая жизнь. Никаких скрытых постов, никаких засад в кустах. По законам демократического общества, автомобилист должен знать, что за ним наблюдают - он на это имеет право. Во Франции о появлении фотокамеры, которая фиксирует скорость, предупреждают специальные плакаты, установленные от нее за 200 метров. И местные водители, как я заметил, ездят осторожно. И не только в зоне действия камер.
У нас водитель на дороге, не царь, как во всем мире, а самое зависимое звено. Те же водительские права имеют за границей статус неприкосновенности. Попал в ДТП, был пьяный - наказывайте, штрафуйте, отправляйте в суд. Но не отбирайте права, с какой стати? Должна быть, уверен, мощная общественная, профсоюзная, какая хотите, организация, которая бы объединяла водителей всей страны. У нас пока все разрозненно, кустарно...
- Да, в России ситуация другая. Как нам-то вести себя на дороге, как общаться с инспектором в погонах?
- Как с уставшим человеком, который до тебя выслушал уже и посулы, и лесть, и угрозы. Отношусь к инспектору, как к нормальному человеку, которого государство поставило в идиотскую ситуацию. На зарплату семью не прокормить, а взятки брать нельзя. Мне его жалко.
Надо еще отчетливо понимать, что инспектор - великий психолог. Он может сразу определить, подходите вы к нему с раскаянием, презрением, или с какими иными чувствами. Я лично априори отношусь с уважением. Но если инспектор хамит, постараюсь поставить его на место. Почему не представились? Скажите свой личный номер, я напишу на вас рапорт... Действует.
- Вот вопрос: выходить из машины, если тебя остановили, или не выходить.
- Надо знать меру. Нельзя высокомерно сидеть в машине. Не советую. Не стоит и лебезить, трястись от страха. Я лично всегда улыбаюсь и всегда прошу прощения. Нарушил, мол, виноват.
- Есть у вас какой-то особый рецепт, как разойтись с автоинспектором полюбовно?
- Его надо удивить. Разумеется, по-хорошему. Как-то я опаздывал на самолет в Шереметьево. Торопился, каждая секунда на счету. На выезде из Москвы меня остановил инспектор... Я выскочил из машины, упал перед лейтенантом на колени и прочитал строку из Шекспира: "Лишь ты был в тот ужасный час моей немеркнущей звездою..." Инспектор рассмеялся и махнул рукой.