"Юмор - это спасательный круг на волнах жизни", - любит повторять из передачи в передачу ведущая "Аншлага" Регина Дубовицкая. Сама она смеется без устали, прямо-таки умирает со смеху, будто и в самом деле то, о чем рассказывается и показывается в ее программе, может расшевелить даже неисправимого мизантропа. Постоянный "спасательный круг" ее знакомых - профессиональных артистов юмористического жанра, для которых смешить публику стало средством зарабатывания хлеба насущного, не меняется вот уже на протяжении ряда лет: Ефим Шифрин, Михаил Евдокимов, Ян Арлазоров, Владимир Винокур, Клара Новикова, примкнувший к ним Лев Лещенко с парой-тройкой представителей вездесущей нашей попсы, расторопности которой можно только позавидовать. Кажется, все они всю свою жизнь только и делают, что плавают на каких-то пароходах то по широким российским рекам, то и вовсе по бескрайним морям и океанам.
Все эти пароходные "Аншлаги" похожи на спектакли двух незадачливых персонажей Марка Твена, репетировавших пьесы Шекспира, плавая на плоту по Миссисипи. И, надо сказать, в актерском деле марктвеновские герои против наших кругосветных путешественников посильнее будут: "Герцог встал в самую величественную позу, одну ногу выдвинул вперед, руки поднял кверху, а голову откинул назад, глядя в небо, и пошел валять: он и зубами скрипел, и завывал, и бил себя в грудь, и декламировал - одним словом, все другие актеры, какие только были на свете, и в подметки ему не годились".
Ну а тексты, которые произносят приятели Регины Дубовицкой из передачи в передачу, - это бесконечные байки о себе, любимых, дополненные "неизвестными" страницами биографии неутомимых плавателей, о которых неустанно рассказывает восторженная ведущая, составляют основное содержание программы "Аншлаг". Вряд ли найдется хоть один зритель, который еще не удосужился все это послушать и посмотреть хотя бы однажды, - на РТР "Аншлаг" выходит несколько раз в неделю. А чтобы зрители о передаче не забыли, о ней непременно напомнят в анонсе: "Полный отчет о путешествии - только на РТР!"
Как-то я спросила одного крупного начальника - реформатора государственного канала о том, смотрит ли он сам эту программу и считает ли ее смешной. По долгу службы начальник видел когда-то первые выпуски, от которых был отнюдь не в восторге. Но, оказывается, рейтинги у "Аншлага" уж очень хорошие. А если так, значит, "народ смотрит и народу нравится". Можно подумать, что "народу" есть из чего выбирать. Он и смотрит-то все эти плавучие "Аншлаги" потому, что РТР ему больше ничего предложить не может.
Вот и мой любимый остроумный "Городок" Ильи Алейникова и Юрия Стоянова в последнее время сдает позиции, то и дело появляясь в эфире со старыми выпусками. Вся эта пыльная "антология смеха", составленная из повторов, смотрится рутинно: шутка, произнесенная дважды, не смешна, а трижды - скучна и назойлива. Даже те остроты, которые стали классикой, сегодня не способны развеселить. Хуже всего в "Городке" с повторами пародий на рекламные сюжеты: уже и та реклама давно исчезла с экранов, и над пародией отсмеялись в свое время. Если и дальше так пойдет, то "городошники" рискуют потерять аудиторию самых преданных своих поклонников.
Неустанно пытается насмешить публику простецки обстоятельный и незаменимый (похоже, так кажется ему самому) юморист Михаил Евдокимов. Выступал до поры до времени в коллективных посиделках, теперь выходит на ОРТ с собственной программой под названием "С легким паром!" Анекдоты на телевидении стали жанром, поток их вряд ли теперь когда-нибудь иссякнет. Но много и часто - вовсе не значит хорошо и весело. Идеальным вариантом программы, в которой рассказывают анекдоты, был "Белый попугай" с Юрием Никулиным. Вот уж действительно кто был незаменим: ушел - и передача потерялась. Чего уж говорить о евдокимовской - склонированный "Белый попугай", как и водится, явно не дотягивает до оригинала. Дело даже не в форме, которая осталась прежней, и не в "месте встречи", которое, как оказалось, изменить можно ("Белый попугай" частенько выходил из студии в лес или в поле). Дело во вторичности, в растиражированности самой идеи, таким образом потерявшей свежесть, ставшей расхожей.
Заимствование редко вызывает интерес - тем более на телевидении, где скрыть это совершенно невозможно. Обмотанные простынями известные персонажи: от политиков (однажды в телебаньке был замечен серьезный Григорий Явлинский, до того не позволявший себе участвовать в легкомысленных тусовках) до все тех же попсовых представителей - зрелище малоэстетичное. Пытаясь создать впечатление непринужденно собравшихся за кружкой пива любителей русской бани, они и выглядят как-то нелепо, даром что "реализуют" собственное чувство юмора. Но какое-то оно у них натужное, и сами они смеются будто по обязанности. По крайней мере, хохота здесь не слышно. Может, чувствуют, что качество анекдотов оставляет желать лучшего?