Главная Культура 15:23 06 Июня 2022 2877
«Романс будет жить, пока на свете существует любовь»

Заслуженная артистка России Любовь Исаева готовит новую программу на стихи Беллы Ахмадулиной

Виктория Пешкова
Суть пения и искусства Любови Исаевой - красота и благородство. Фото из личного альбома

Говорят, романс сдает свои позиции… Любовь Дмитриевна не только категорически с этим не согласна, но имеет в запасе такие аргументы, которые переубедят самого заскорузлого скептика. Тут и карьеры бывших рок-певцов, в поисках самой прочной дорожки к сердцам слушателей обратившихся к романсовой стихии. И обилие молодой публики на ее собственных выступлениях. Наконец, концертный график самой исполнительницы, которая редкий вечер проводит не на эстраде, пусть не всегда это тысячные залы, но ведь и выступление в скромной аудитории клуба или библиотеки требуют полной отдачи… Накануне премьеры новой программы на стихи Беллы Ахмадулиной заслуженная артистка России Любовь Исаева побеседовала с «Трудом».

– Сегодня в это трудно поверить, но романс долгое время был в опале. Так ли необходимо было его запрещать, если ничего крамольного в нем было?

– Ну, это смотря что считать крамолой. Романс – всегда история любви, стало быть что-то очень личное, а советскому человеку о личном думать не пристало, ему светлое будущее нужно строить. Долгое время чуть ли не единственной исполнительницей, которой разрешалось выступать с романсами на больших площадках, была Галина Карева.

Остальным приходилось довольствоваться крошечными клубными зальчиками. Ситуация изменилась только после выхода на экраны фильма «Жестокий романс». Показательный пример того, как одна ласточка может сделать весну. Публика узнала Валентину Пономареву, Аллу Баянову… Фактически только к началу 2000-х на романс уже можно было собрать зал под тысячу человек.

– А по какой тропинке к романсу пришли вы?

– Помните, у Блока – «нас всех подстерегает случай». Меня он караулил в Ленинграде. В 10 классе я на зимние каникулы приехала к старшему брату, солисту Кировского театра. Как-то он взял меня с собой на урок. Стал распеваться перед началом, я не удержалась и подхватила. Его педагог и решила мою судьбу: «Надо поступать!». При этом у меня в голове не было ни малейшего представления, кем я хочу быть. Просто очень любила петь. В тот год курс в ЛГИТМиКе набирал замечательный мастер Владимир Воробьев, худрук Ленинградского театра музыкальной комедии, гремевшего тогда на всю страну. Широкой публике он известен как режиссер фильмов «Труффальдино из Бергамо», «Табачный капитан», «Остров сокровищ». Выдающийся постановщик и очень смелый человек! Представляете, чего стоило в те времена отстоять право на существование на советской сцене такого «тлетворного, буржуазного» жанра как мюзикл? А Воробьев смог. Эпоха мюзикла у нас началась со «Свадьбы Кречинского» на музыку Александра Колкера, которую он поставил в 1973-м, задолго до ленкомовских «Юноны и Авось».

– Но ни с мюзиклом, ни с опереттой вы свою жизнь связывать не стали. Почему?

– Мне не хотелось становиться заложницей амплуа, из года в год петь одно и то же – жизнь в театре регламентирована очень жестко. По счастью, на четвертом курсе вести класс пения к нам пришел Эдуард Хиль. Он и открыл мне, что такое «театр песни». Благодаря его урокам я почувствовала, как можно песню превратить в отдельный маленький спектакль. На эстраде ты получаешь свободу, которой тебе не в состоянии дать театр: выбираешь репертуар, а значит, и роли. И на каждом концерте можешь быть разной. При том что найти контакт, тронуть публику за те несколько минут, что звучит песня гораздо сложнее, чем сыграть какую-нибудь трехактную «Сильву». Так что, когда Эдуард Анатольевич на выпуске показал наш курс в Ленконцерте и меня приняли, жизнь вошла в берега, меж которых я до сих пор и плыву.

– Как удалось романсу потеснить в вашем репертуаре эстрадную песню?

– Все к тому шло. Вениамин Баснер пригласил меня поучаствовать в его авторских концертах. Ни один не обходился без романса «Белой акации гроздья душистые» из телеэкранизации «Дней Турбиных», снятой Владимиром Басовым. Этот романс очень много для меня значит. Потом у Андрея Петрова перед самым концертом на Адмиралтейских верфях заболела солистка, и он попросил меня исполнить романсы, которые писал для фильмов Эльдара Рязанова. И знаете, сколько лет прошло, но зрители до сих пор просят исполнить на бис и «Акацию», и романсы Ларисы, особенно если их нет в программе. Так они по жизни со мной и идут.

– Для многих само слово «романс» намертво связано с эпитетом «старинный». А в наши дни романсы пишут?

– Конечно, причем мужских среди них гораздо больше, чем женских. Для меня современный романс всегда интересная вокальная задача – здесь шире диапазон, потому и петь сложнее. Это старинный романс можно даже прошептать, он ведь, за редким исключением, предназначался для любительского пения. У меня в концертах первое отделение всегда состоит из современных романсов. И чаще это сегодняшнее прочтение великой поэтической классики, музыка – отражающая наше время, наше отношение к тому, что принято называть вечными темами. Для программы «Вхожу в Серебряный я век», премьера которой состоялась перед самой пандемией, было написано семь романсов на стихи поэтов той эпохи.

– Пандемия не стала для вас временем творческого простоя?

– Творческим людям трудно жить без общения со своим зрителем и слушателем. Зато появилось время для размышлений, обдумывания замыслов, к которым в обычной суете никак не подобраться. У меня так случилось с программой «Приходи на меня посмотреть» на стихи Ахматовой. Я ее лет пятнадцать обдумывала, но подступиться боялась. И вот все сошлось и сложилось – и стихи, и романсы – в своеобразный поединок Любви и Музы. Кто из него вышел победителем, известно наперед, но чувства такого высокого накала дают слушателям тот свет, которого им так не хватает в серой повседневности.

– А кто они, ваши слушатели?

– Люди думающие и чувствующие. Романс ведь жанр глубинный. Даже если текст на первый взгляд совсем прост, как это нередко бывает в старинных образцах жанра. Но если вслушаться повнимательней, неожиданно для себя обнаружишь, что там подтекст на подтексте сидит и подтекстом погоняет. В романсе есть недосказанность, а значит, простор для воображения, додумывания сюжета. Существует клише: романс – это для тех, кому за 40. А я практически на каждом концерте вижу молодые лица. Кто-то потом подходит, и глаза еще хранят следы слез. Если спросить, почему плакали, они и сами не знают. Но вот эти простые истории бередят душу. Мы боимся открыться, особенно молодые – мир становится все агрессивнее. Но душа не может существовать взаперти, и романс для многих становится той самой калиткой, что отворяется сад чистых искренних чувств.

– Вы готовите новую программу. Почему выбрали в «собеседницы» Беллу Ахмадулину?

– Это тоже давняя мечта. В 86-м Белла Ахатовна приезжала в Ленинград и у нас с ней был концерт в Доме литераторов. У меня сохранилась афиша, на которой наши имена набраны одинаковым шрифтом. Она мне ее подписала с добрым напутствием – сразу после концерта я уезжала в Москву, навсегда покидая Ленинград. Поговорить мы тогда не успели. Тот несостоявшийся разговор живет где-то внутри, может быть, мне удастся выпустить его на белый свет.

– Любовь Дмитриевна, не боитесь, что жанр, которому вы столько лет служите, когда-нибудь исчезнет?

– Никогда он не исчезнет. Точнее, будет существовать, пока на земле будет жить любовь. Чем больше вокруг шума и мишуры, лжи и фальши, тем сильнее человек тянется к тишине, тем ценней для него искренность, задушевный разговору один на один. Романс – это всегда исповедь: артисту на сцене не за кого прятаться, а главное – незачем. Он говорит о любви, но так, словно обращается к каждому слушателю в отдельности, и вокруг никого больше нет. Что может быть дороже такого общения?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9463
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?