Дурные вести разносятся быстрее хороших. Вот и это: коммунальные платежи обещают расти вдвое быстрее зарплат. Уже с 1 июля газ для населения дорожает на 15%, электричество, вода и прочие радости цивилизации – на 12–15%.
Как же так? Только что Владимир Путин на заседании Госсовета, посвященном проблемам ЖКХ, потребовал резко ограничить рост тарифов, причем посредством государственного регулирования. А в начале года президент распорядился, чтобы рост коммунальных платежей в среднем по стране не превышал 6% в год (а в каждом отдельном регионе составлял не более 15%). И премьер Дмитрий Медведев требовал от Минэкономразвития, Федеральной службы по тарифам, министров энергетики и транспорта подготовить предложения «по снижению темпов роста тарифов».
Президента и премьера не слышат: за 12 лет, по данным Росстата, цена газа для населения увеличилась в 10 раз, водоснабжения – в 14–16, электроэнергии – в 7,5, а услуг управляющих компаний ЖКХ – в 13–15 раз. В прошлом году при инфляции в 6,6% рост тарифов ЖКХ составил 9,4%. В нынешнем году она вырастет еще в полтора раза. И тормозить никто не собирается.
Коммунальщики жалуются на разруху в отрасли. Мол, 42% водоводов в стране отслужили все сроки, та же картина в газовом, канализационном и электросетевом хозяйствах, на трети домов надо менять крыши... На все нужны деньги. И даже Владимир Путин на заседании Госсовета сообщил: для приведения в порядок этой сферы требуется 9 трлн рублей – три четверти федерального бюджета на нынешний год. А где их взять, как не с жильца?
Председатель Счетной палаты Сергей Степашин деликатно уточняет: рост тарифов не приводит к улучшению состояния коммунальной сферы. Ибо деньги используются неэффективно и разворовываются. Причина – «непрозрачность формирования затрат на общедомовые нужды, отсутствие законодательно установленных норм по ограничению роста тарифов на ЖКХ». Степашин предлагает кардинальную меру: заморозить тарифы на три года. Но не говорит, что делать дальше: ведь коммунальная система за этот срок лучше не станет.
Итак, нет системы управления отраслью, нет критериев изменения тарифов, нет контроля и ответственности. В Кузбассе прокурорская проверка показала: жители Кемерово и Новокузнецка только за прошлый год переплатили за тепловую энергию более 22 млн рублей. Местные коммунальщики «повесили» на потребителей уйму собственных затрат, включая расходы на добровольное медицинское страхование сотрудников и даже на благотворительность. Благое дело, но почему оно должно оплачиваться из чужого кармана? И ведь никто не ответил за «мошенничество в пользу третьих лиц».
Таких «добрых дядей» в стране – пруд пруди, начиная с самых уважаемых.
К примеру, «Газпром», рекламирующий себя как «достояние России» (интересно, какой коммерческий смысл в такой рекламе?), выпросил нынче у власти повышение тарифа на газ для населения в 15%. Спрашивается, почему? Ведь компания работает очень прибыльно: в минувшем году ее прибыль составила 52,14 млрд долларов против ориентира в 50 млрд. При этом она щедро финансирует «Зенит» (годовой бюджет – 150 млн долларов: по доллару с лишним с каждого россиянина). Щедрой рукой компания увеличила в 2,5 раза финансирование омского хоккейного клуба «Авангард». Команда – слишком дорогая игрушка для региона. Теперь за нее платим все мы – по 7 рублей с человека, включая младенцев.... И таких спонсорско-благотворительных проектов у газовой монополии и ее «дочек» вагон и маленькая тележка. Спонсорские средства обычно тратятся без скрупулезного счета, с особым размахом. Но, быть может, если наши (наши!) деньги выделяются на «непрофильные нужды», не помешало бы спросить об этом нас?
Впрочем, дело не в «Газпроме» и не в спорте (балете, медицине охране природы и т. д.). Дело в полной бесконтрольности всей системы российского ЖКХ, на которое уже уходит более триллиона рублей в год, но толку мы видим разве что на пять копеек. Хотя и в центре, и на местах для управления отраслью и контроля созданы многолюдные структуры, федеральные и муниципальные. Но лучшее, что они умеют, – перебрасывать ответственность и возлагать вину друг и друга.