- Виктор Николаевич, Бурейская ГЭС в Амурской области уже почти построена. Как вы прогнозируете ее воздействие на экологическую обстановку Дальнего Востока?
- При проектировании и возведении этой станции были учтены прежние ошибки. На этот раз экологической составляющей при заполнении водохранилища уделялось больше внимания, чем, скажем, во время строительства Зейской ГЭС. Более того, энергетики взяли на себя обязательство проводить экологический мониторинг и территории, прилегающей к новой станции.
Ввод полной мощности Бурейской ГЭС решительно изменит топливно-энергетический баланс региона. Не нужно будет ежегодно сжигать по 5 млн. тонн дорогостоящего, да и небезопасного в экологическом отношении привозного угля. Скорее всего, "успокоится" река Бурея - самый капризный приток Амура.
Опасения экологов, конечно же, всегда уместны, но я хотел бы привести один, на мой взгляд, поучительный пример. В свое время "зеленым" удалось-таки остановить проект создания в Приморье каскада малых ГЭС на реке Уссурке. Финансирование изысканий прекратилось, и "защитники природы" отпраздновали победу. Однако очередное наводнение нанесло Приморью такой материальный ущерб, что он превысил стоимость гидроэнергетического проекта.
- А как оценивается появление нового гидроэнергетического объекта дальневосточными соседями?
- В начале апреля на международном энергетическом симпозиуме, который прошел во Владивостоке под эгидой ООН, я убедился в самом искреннем интересе крупных экспертов и представителей зарубежных энергокомпаний к программе развития нашей гидроэнергетики.
Страны АСЕАН сейчас рассчитывают на то, что Россия реализует свои уникальные ресурсы по производству "белой энергии", получаемой без сжигания миллионов тонн угля. Поэтому пуск первой турбины Бурейской ГЭС расширяет возможности нашей страны сыграть ключевую роль в энергетическом балансе Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Исходя из таких планов можно предположить, что и после пуска Бурейской ГЭС гидростроительство в регионе продолжится. Известно, например, что существует проект возведения Нижнебурейской ГЭС. Когда это может стать реальностью?
- Да, Нижнебурейская ГЭС станет контррегулятором Бурейской плотины. Строительство ее целесообразнее всего начать не позднее 2005 года. По мере завершения работ на Талаканском створе будут высвобождаться механизмы и мощности, а главное - кадры высокой квалификации. Специалистами "ВостокЭнерго" уже разработан комплекс мероприятий, который позволит во много раз удешевить строительство Нижне-Бурейской ГЭС.
- А что дальше?
- Сегодня в инвестиционном портфеле "ВостокЭнерго" есть проекты, целесообразность и эффективность которых подтверждены академическими исследованиями и конкретными техническими решениями. Например, проект Тугурской приливной электростанции. По нашему запросу получена справка НИИ "Энергетических сооружений" о параметрах этого проекта, подготовленного еще в 1994 году для ОАО "Хабаровскэнерго". За десять лет многое изменилось, и себестоимость каждого киловатта на приливной электростанции может быть снижена в два с лишним раза по сравнению с ГЭС. А если учесть, что согласно Киотскому соглашению за каждую остановленную угольную топку Россия получает немалую компенсацию, то можно предположить, что ввод мощной приливной станции принесет в бюджет страны несколько миллиардов долларов дополнительно.