Мать девочки написала в редакцию газеты "Эстония". Журналисты проверили эмоциональное письмо, и выяснилось, что описанное - правда, хотя участники по-разному интерпретировали происшедшее.
- Мне показалось, что девочка вошла в кабинет, будучи уже настроенной по отношению к нам несколько агрессивно, высокомерно, - считает Илле Пыльдма. - Я спросила по-эстонски ее имя, фамилию, на что услышала ответ: "Не понимаю!" Медсестра тут же поинтересовалась, изучают ли у них в школе эстонский язык. Девочка ответила, что да, изучают, что она даже по-английски говорит неплохо. На что сестра бросила несколько реплик, мол, проживая в Эстонии, надо знать язык. Я же без всякой задней мысли порекомендовала ей найти другого врача, поскольку контакта со мной у девочки явно не вышло. После этого девочка развернулась и ушла. Эхтель Паю, медсестра, кинулась было вдогонку, но что она там ей сказала, уже за дверями кабинета, я не слышала... После этого инцидента я несколько раз звонила матери девочки, хотела принести извинения. К сожалению, поговорить не удалось, дома я никого не застала.
С медсестрой Эхтель Паю разговор у журналистов не сложился.
- Вы пришли меня обвинять? Так я сейчас вызову адвоката! - возмутилась она.
Потом все же пояснила:
- Я не виновата. Пациентка попалась нервная, развернулась и ушла. Вы же говорите со мной по-эстонски, понимаете меня без проблем? Вот и ей я задала буквально пару вопросов на государственном языке, на что последовало это обиженное: "Не понимаю!" Так что все врет ваша читательница, указанные в жалобе факты крайне пристрастно изложены.
Руководитель центра семейных врачей "Мяхе" доктор Ванда Кристьян была шокирована поведением своей сотрудницы.
- Уверена, что не правы здесь обе стороны, - тем не менее резюмировала она. - Девочка могла бы быть и поучтивее, мои же сотрудники - поумнее. Хочу извиниться за поведение нашей сотрудницы, я провела с ней серьезную беседу на эту тему, не думаю, что такой конфликт когда-нибудь повторится.
Специалист департамента социальных дел и здравоохранения Таллина Кюллике Касури, ответственная за функционирование системы семейных врачей в столице республики, заявила газете "Эстония", что если указанные факты подтвердятся, то следует поставить вопрос о соответствии Эхтель Паю занимаемой должности. А вот что говорит по этому поводу депутат парламента Эстонии Виктор Андреев:
- Мы увидели пример бесчеловечного отношения к нуждающемуся в помощи. Кроме того, к нашему сожалению, дело приобрело политические оттенки. Мы взяли этот случай под контроль, будем решать, какие меры принять, дабы избежать в дальнейшем такой чудовищной несправедливости.
Депутат Евгений Томберг тоже поделился с журналистами возмущением:
- Недопустимо, чтобы врач руководствовался не клятвой Гиппократа, а какими-то национал-радикальными тезисами.
Итог заочной дискуссии подвел депутат Андрес Херкель:
- Врач в любой ситуации должен оставаться врачом. Описываемый случай не стимулирует русскоязычное население к изучению эстонского языка, напротив, ведет к расколу позиций и общин, к изоляционизму.
Ситуацию комментирует профессор Евсей Борисович МАЗО, заведующий кафедрой и урологической клиникой РГМУ, заслуженный деятель науки России, лауреат Государственной премии:
- Честно говоря, мне трудно поверить, что девочке отказали в медицинской помощи из-за того лишь, что она не знала эстонского языка. В любой цивилизованной стране (а Эстония, думаю, считает себя таковой) врач обязан помочь страдающему человеку, не устраивая ему лингвистического экзамена.
Если действительно врач и медицинская сестра отказались принять больную девочку по причине того, что она не говорит по-эстонски, мне стыдно за них, и я вместо того врача прошу прощения у девочки и ее мамы - от имени абсолютного большинства медиков мира, в том числе от настоящих врачей Эстонии, среди которых у меня много хороших товарищей.
Более того, мы с женой планировали провести свой отпуск в августе в Эстонии, которую мы давно любим. Однако теперь, после столь вопиюще безнравственного случая, возможно, нам придется изменить наши планы.