Вместе с тем в правительстве не отказываются от повышения пошлин, которое в любом случае должно произойти в этом году. Белый дом обещал закончить доработку концепции в мае с тем, чтобы до 1 июля в комиссию по защитным мерам во внешней торговле поступил проект постановления о повышении базовой импортной ставки для новых автомашин с 25 до 35 процентов. С тревогой ожидаемое автолюбителями событие не случилось. Премьер завернул документ Минэкономразвития и Минпромнауки потому, что предложения ведомств по повышению пошлин не подкреплены никакими расчетами.
В документе прописан лишь опыт некоторых развивающихся стран по подъему своего автомобилестроения. Да и то с помощью ведущих мировых автоконцернов, которые в результате введения запретительных пошлин были вынуждены подтянуть в эти страны свое автосборочное производство.
От российского автопрома, активно лоббирующего введение пошлин, премьер потребовал подробный бизнес-план по обновлению модельного ряда наших авто и других обязательств по развитию отрасли, которые можно будет проконтролировать. Иначе все наши автопроизводители последуют примеру АвтоВАЗа, который, пока спорят - вводить или нет новые пошлины, - успел уже дважды повысить отпускные цены на свои машины.
Впрочем, не только наш автопром грешит нерыночными методами ведения дел. Как стало известно, некоторые лидеры мирового авторынка, собирающиеся организовать производство в России, имеют прямое отношение к проталкиванию пошлин. Они стараются застолбить рынок посредством организации того самого отверточного производства и таким образом выдавить с него своих основных конкурентов. Ведь пока ни одна из крупных автокомпаний не имеет в России своего завода.
Что же касается пошлин на новые и подержанные иномарки, то им отведен новый срок - до 25 июня. К этому сроку премьер потребовал посчитать экономический эффект от непопулярной меры.