НЕ ПОТЕРЯТЬ БЫ ГОЛОВЫ ПРИ ПОИСКЕ ГЛАВЫ

"Власть уходит из рук Лужкова!" - ликовали сторонники левых и правых радикалов, когда в конце прошлого года Верховный суд РФ нашел, что существующий в столице порядок утверждения глав районных управ противоречит федеральному законодательству. "Вместо того чтобы дать возможность самим москвичам выбирать руководителей районов, мэр назначает их, узурпируя права горожан", - до сих пор с жаром просвещают народ активисты движения "Свободное поколение" и ассоциации "Юристы ХХI века". При этом умалчивают о существенном нюансе. Дело в том, что с момента принятия закона города Москвы "О районной управе" в 1998 году, мэр лишь предлагает кандидата, а уж кто им станет, решает, причем весьма демократично - тайным голосованием, районное собрание. Не раз бывало, что выбор районных советников падал совсем на другого человека - и ничего, жили дальше, обходились без "разбора полетов".

Московская исполнительная власть и сама давно поняла, что время жесткой централизации управления, с помощью которой столице удалось спасти от развала экономику, городское хозяйство, - миновало. "Отдать на места все вопросы, которые там могут решить лучше, быстрее и дешевле,- вот суть нынешней политики", - рассказал на пресс-конференции вице-премьер Анатолий Петров, познакомивший журналистов с недавно одобренной столичным правительством концепцией дальнейшего развития местного самоуправления. Именно развития, потому что, в отличие от многие других городов, его основа уже заложена. Это те самые районные управы. Превратить же их в полноценные органы самоуправления планируется после очередных выборов районных собраний советников в 2003 году.
Отсрочку на два года кое-кто воспринимает как очередную проволочку. Случается, требуют: "Давайте немедленно изберем новых руководителей районов". "А куда же девать 125 старых, действующих? Ведь они избраны на два года, и любой суд будет на стороне этих людей", - резонно отвечают власти. И в самом деле, Федерального закона о местном самоуправлении, принятого в 2000 году, в противоречие с которым вступил Устав города, тогда еще не было в помине - устав принят в 1996 году. Законопослушная столица тут же взялась устранять появившиеся задним числом противоречия. Правда, многих депутатов и членов правительства не оставляет сомнение: а надо ли подлаживаться под документ, несовершенство которого признал сам президент Путин? Он согласился с тем, что не могут быть одинаковыми нормы для маленького поселка и для таких многомиллионных мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург с их гигантской концентрацией энергоснабжения, газового хозяйства, транспорта и прочих систем жизнеобеспечения. Для них должен быть специальный закон, ориентированный на целостность такого масштабного городского хозяйства. Чтобы разработать его, москвичи и петербуржцы и создали рабочую группу. Пока же по поводу решения Верховного суда Москва направила свой протест в Конституционный суд.
Но центр центром, а у столицы осталось еще немало вопросов без ответов и на своем уровне. Например, к будущему году запланировано принять городской закон о местном самоуправлении, а в нем утвердить так называемый закрытый перечень предметов ведения районов. Другими словами, надо не просто решить, что можно передать в их компетенцию, а быть уверенными в том, за что они в состоянии нести ответственность. Чтобы любой москвич точно знал: по поводу благоустройства двора или, скажем, ремонта подъезда обращаться только в управу, а не на Тверскую, 13. Пока же права и ответственность, увы, частенько не совпадают. Снимет, например, с работы мэр за грязь в жилом микрорайоне руководителя района, а деньги за уборку территории город платит ДЭЗу. Любой суд имеет право восстановить уволенного.
На выполнение отведенных функций району, естественно, потребуются деньги. Управы и сегодня не сидят без гроша в кармане. Каждая имеет так называемый фонд финансовых ресурсов, на долю которого приходится примерно 2 процента от бюджета Москвы, у каждой - смета доходов и расходов. С 2003 года появятся полноценные бюджеты, размер которых, по предварительным прикидкам, вырастет в 2-4 раза. За счет каких финансовых источников они сформируются? И на этот счет пока идут споры. Районы разные - в одном 5 тысяч населения, а в другом - 125 тысяч... Пока все получают из столичного бюджета по принципу "всем сестрам по серьгам". А когда каждый начнет формировать свой "кошелек", - как сделать, чтобы одни не стали нищими, а другие - богачами?
Есть и другого плана важные вопросы. Например, о механизме выборов главы управы. Чтобы не допустить войны между председателем районного собрания и главой управы, которая может возникнуть, если оба будут избраны населением, столичное правительство отдает предпочтение выборам через депутатов. Спор идет даже вокруг названия органа местного самоуправления: управа или муниципалитет? А как назвать его представителей - советники или депутаты? Московское правительство отдало решение этих вопросов на усмотрение городской Думе. А вот выборы всех 125 органов местного самоуправления исполнительная власть считает лучше проводить одновременно - иначе жизнь в городе превратится в сплошные выборы, как это случилось в стране. Сегодня выбирает Тула, завтра - Приморье, послезавтра - Алтай, и так до бесконечности... Этим же объясняется и предложение установить всем одинаковые сроки полномочий, а 2 или 4 года - пусть решают парламентарии.
"Мы не можем допустить того, чтобы органы местного самоуправления вновь скомпрометировали себя, превратившись в многолюдные хуралы людей, не способные решить ни одного практического вопроса, как это уже было в начале 90-х", - подчеркнул Анатолий Петров. Вот почему, чтобы не наломать дров, столичное правительство предпочитает не торопиться и помочь выстроить местное самоуправление на базе уже созданных органов.