Не так давно российское банковское сообщество привлекло к себе внимание 10-м съездом Ассоциации российских банков. После того как прозвучали ключевые доклады, стало ясно: это съезд не победителей, а выживших. Представители банков, оставшихся на плаву после финансового коллапса 1998 года, не смогли полностью заполнить Колонный зал Дома союзов. Доклад президента АРБ Сергея Егорова был выдержан в умеренно оптимистичных тонах, а названные им цифры должны были вызвать, скорее, крайнюю озабоченность. Например, совокупный капитал российских банков составляет всего около 5 миллиардов долларов, что означает, по сути, отсутствие у нас в стране полноценной банковской системы. Ведь у отдельно взятого мало-мальски солидного западного банка денег больше.
Но дело не только в нищете российской банковской системы (несмотря на все внешние атрибуты благополучия банкиров). В стране нарастает дефицит квалифицированных банковских услуг. За год были отозваны лицензии у 145 банков (то есть у каждого десятого), закрыто 578 филиалов. В ряде административных регионов не осталось ни одного банка, в том числе филиалов Сберегательного банка.
Виктор Геращенко во время скучноватого егоровского доклада о том, что он и так прекрасно знает, ворковал в президиуме со своим замом Татьяной Парамоновой. Выступление самого Виктора Владимировича содержало ряд изюминок и шуток "с подтекстом".
Всегда осторожный и обтекаемый, Виктор Владимирович удивил на сей раз весьма откровенным заявлением (цитирую): "Серьезной проблемой остается пока и присутствие на рынке значительного числа банков, нарушающих законодательство, имеющих неудовлетворительное финансовое положение. Несмотря на активную политику банка России по отзыву лицензий у неплатежеспособных кредитных организаций, на рынке по-прежнему работает значительное число банков, имеющих отрицательный капитал. Однако при ликвидации кредитных организаций приходится сталкиваться со значительными трудностями. Часто наблюдается затягивание процесса ликвидации управляющими заседателями комиссий. Между тем по состоянию на 1 апреля этого года в банках с отозванными лицензиями находились все предприятия и организации в размере 65,5 миллиарда рублей вкладов населения, 10,2 комиссионных межбанковских кредитов, 46,5 миллиарда рублей".
Переведем на русский. Названные цифры - сумма сгоревших в банках денег. Всего - 122,2 миллиарда рублей, из них 46,5 миллиарда принадлежали населению.
"Отрицательный капитал" - это когда вы одолжили 1000 рублей, половину из них проели, но никто об этом не знает. Поэтому вам продолжают давать деньги взаймы. И вы расплачиваетесь со старыми кредиторами за счет новых. Причем лицензию у банка с отрицательным капиталом отбирают не сразу и не всегда. Попросту говоря, Геращенко предупредил всех о том, что вместо банка вы легко можете нарваться на финансовую пирамиду. Такие заявления главным банкиром страны просто так не делаются... Неужто и впрямь отставка не за горами?
Хорошо информированный эксперт, о котором я уже упоминал, привел и такой частный аргумент за отставку. После окончания съезда Геращенко присутствовал на фуршете. Ранее он предпочитал игнорировать подобные мероприятия.
На следующий после съезда АРБ день влиятельная Ассоциация региональных банков "Россия" провела в Президент-отеле общее собрание. В качестве приглашенного гостя на нем выступила Татьяна Парамонова и тоже с весьма откровенными заявлениями. Так, она предложила собравшимся задуматься над тем, что наблюдаемые сегодня позитивные макроэкономические тенденции могут оказаться недолговечными. Высокие риски кредитования реального сектора российской экономики сохраняются. Поэтому банки должны выстраивать свою стратегию с учетом возможности нарастания негативных тенденций.
Согласитесь, что подобные заявления второго лица Центрального банка, мало согласующиеся с идеологией официального ("постельцинского") оптимизма, не могут быть случайными.
Семидесятичетырехлетний американский коллега Виктора Геращенко - глава Федеральной резервной системы США Ален Гринспен - был назначен на свой пост президентом Рейганом в 1988 году. Его третий четырехлетний срок заканчивается 20 июня 2000 года. Однако вся Америка знает, что еще 5 лет (если позволит здоровье) Гринспен продолжит выполнять обязанности главного банкира.
Всех главных банкиров России, сменившихся с 1988 года, вряд ли кто сразу и назовет. Когда у нас что-то хотят сделать с рублем или сбережениями граждан, то крайним всегда оказывается главный банкир. А поскольку такое желание власть имущих посещает часто, то и председатель Центробанка всегда "под Богом". Впрочем, если Геращенко и снимут, то не сразу: ведь надо же что-то такое сделать с нашими деньгами, чтобы было за что его снимать. Судя по всему, ждать осталось недолго. Так, может, лучше не надо снимать Геращенко? Может, пусть себе работает, как Гринспен, лет до восьмидесяти? Глядишь, и рубль станет не хуже доллара...