В сериале «Диверсант. Идеальный штурм» появится… Владислав Галкин. Внимание, вопрос: зачем?
В День Победы на Первом канале состоится премьера сериала «Диверсант. Идеальный штурм». Судя по анонсу, зрителей ждет много сюрпризов. И главный — появление Владислава Галкина. Да-да, спустя 12 лет после нелепой и трагической кончины актер вернется к нам в образе неунывающего капитана Калтыгина! Ну не сам Влад, конечно, а его цифровая модель. Но ведь не зря же ради ее восьмиминутного присутствия на экране у специалистов по искусственному интеллекту ушло четыре месяца работы с нейросетями! А теперь, внимание, вопрос. Зачем это понадобилось?
Первые два сезона — «Диверсант» и «Диверсант 2: Конец войны» — появились в 2004 и 2007 годах соответственно. И успех у них был бесспорным (согласно «Кинопоиску», рейтинг обоих составил 8,1 пункта из 10 возможных). Третий — «Диверсант. Крым» последовал лишь в 2020-м. Вероятно, перед премьерой продюсерам пришлось изрядно понервничать. И перерыв вышел слишком большим, и, главное, трудно было предсказать, как примет аудитория продолжение истории без ее ключевого героя. Их опасения оказались не напрасными. Результат в цифрах хоть и неплох, но планка опустилась на полтора пункта — до 6,6. Отдельные скептики, правда, предположили, что дело не в затянувшейся паузе и не в изменившемся составе исполнителей, а в «геолокации», вынесенной в название. Ведь киношники, падкие на конъюнктуру, к тому моменту уже «перекормили» зрителя полуостровом, вернувшимся в родную гавань. Сколькие из них, начиная с 2015-го, обратились к государству за финансовой поддержкой со сценариями, действие которых происходит в Крыму! И сколькие ее получили!
Или причина все же в отсутствии главной звезды? Тогда решение «воскресить» Галкина вполне понятно. О том, как оно было реализовано, рассказал продюсер Николай Попов: «Наша задача заключалась в создании цифрового двойника Владислава. Необходимо было найти актера с похожими антропометрическими характеристиками, который бы мастерски исполнил роль дублера. Изначально мы отобрали около сотни человек... В итоге выбор сузился до одного кандидата с 90-процентным совпадением антропометрии лица. Искусственный интеллект, создающий цифрового клона, воссоздал лицо Влада, анализируя его работы, в частности прошлые серии «Диверсанта», а затем сгенерировал полученную модель поверх лица дублера. При воссоздании голоса мы также использовали нейронные сети, обученные на оригинальных аудиозаписях».
Надо полагать, усилия затрачены не зря. И повышенный интерес поклонников Галкина ко вновь обретенному кумиру позволит вернуть проекту первоначальный успех. Впрочем, в подобной «игре в Лазаря» нет ничего нового. Еще пару лет назад американский продюсерский центр Magic City Films сообщил о намерении «воскресить» в цифровом виде Джеймса Дина, погибшего в 1955-м. Для реализации задуманного авторы обратились в компанию Worldwide XR, которая ничтоже сумняшеся немедленно заявила о своих правах на несколько сотен умерших знаменитостей, включая Мэрилин Монро и принцессу Диану, уверив, что не будет предпринимать никаких шагов без согласия родни покойных. Разгорелась ожесточенная дискуссия об этичности подобной практики. Единой точки зрения достичь не удалось, но некоторые голливудские товарищи написали завещания с запретом на использование их образа в коммерческих целях.
Но не суть. Есть и еще одно предположение, зачем создателям «Идеального штурма» понадобилась эта высокотехнологичная затея.
Помните рассуждения авторов «12 стульев» про статистику? Которая знает все — «сколько в стране охотников, балерин, револьверных станков, собак всех пород, велосипедов, памятников, девушек, маяков и швейных машинок». Но которая не знает одного — сколько у нас стульев. Так вот, при всем нынешнем обилии информации найти в каком-либо справочнике точное число фильмов и сериалов о Великой Отечественной войне нам не удалось. В «Википедии» перечислено около 500 названий первых и полутора сотен вторых. Но там значатся лишь те, что удостоились отдельных статей в этой сомнительной сокровищнице знаний. На самом деле список в разы больше. А это многие тысячи часов контента. Наверное, кино о любви у нас снято меньше, чем о ВОВ.
Как и в случае с Крымом, продюсеры давно прочухали: казна открыта для замыслов с правильными взглядами на прошлое. И вовсю пользуются ею. Поток соответствующей продукции год от года становится все мощнее. Отсюда и такое количество халтуры. А поскольку рейтинги и дополнительные доходы от рекламы никто не отменял, авторы, ради внимания аудитории, идут на всевозможные ухищрения. Тут и переизбыток звезд, и спецэффекты, и фантастические навороты сюжетов. А бесконечные попытки сделать из наших солдат непобедимых — голливудской пробы — суперменов во многом поспособствовали возникновению сомнительного лозунга «Можем повторить!».
Грустно констатировать, но народ устал от самой темы, несмотря на всю ее архиважность. Свидетельством тому — провалы вполне добротных «героических картин» в прокате.
Но справедливости ради отметим следующее. Если ВЦИОМ в очередной раз задает вопрос: «Какие фильмы о войне вам нравятся?», ответы непременно содержат одно и то же- «В бой идут одни «старики», «...А зори здесь тихие», «Офицеры»... Но когда респондентов просят перечислить лишь проекты, созданные уже в XXI веке, «Диверсант» фигурирует там непременно. Так что если «воскресение» для нового сезона придумано просто для того, чтобы выделяться такой фишкой на общем фоне, то и ладно. Оно того стоит.