"Мы на своем опыте видим, что ситуация с предпринимательством в регионах - катастрофическая, облегчения налогообложения и административных барьеров не происходит", - говорится в открытом письме президенту страны группы бизнесменов, опубликованном на сайте Объединения предпринимательских организаций России (ОПОРА). Об этом же свидетельствуют и обращения в нашу газету тех, кто пытался организовать или сохранить свое дело. Однако можно ли на основе отдельных фактов (жалуются все же чаще неудачники) делать серьезные обобщения? Ответ дает широкомасштабное исследование, проведенное недавно аудиторско-консалтинговой компанией "ФБК". О невероятной устойчивости административных барьеров мы беседуем с доктором экономических наук, руководителем департамента стратегического анализа "ФБК" Игорем НИКОЛАЕВЫМ.
- Игорь Алексеевич, принятые законы стали важным в решении задачи дебюрократизации?
- Увы, нет. Наш анализ, а также выводы созданных межведомственных комиссий свидетельствуют, что административные барьеры практически не уменьшились. Чиновники быстро адаптируются к новым правилам игры, и малый бизнес по-прежнему испытывает непомерный гнет. Не случайно экономические показатели в этой сфере, по данным Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ, во втором полугодии 2002-го были даже ниже, чем в аналогичном периоде 2001-го. И еще один красноречивый факт: за год число инвестиционно активных малых предприятий сократилось с 20 до 12 процентов. Не открою секрета, если скажу, что миллионы предпринимателей по-прежнему работают "в тени".
- Почему же пробуксовывают реформы в этой сфере?
- Назову три основные причины. Во-первых, нередко на местах просто не выполняют действующих законов. Чтобы их обойти, изобретают различные схемы. Во-вторых, искусственно создаются новые административные барьеры, позволяющие чиновникам компенсировать свои потери в тех случаях, когда реализуются меры по дебюрократизации. В-третьих, находят лазейки в нормативных актах, чтобы не ослабить, а, наоборот, усилить разрешительно-согласовательную практику.
- Но разве региональные власти не заинтересованы в развитии предпринимательства? Это же увеличение сбора налогов, создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения.
- Власть как институт, ответственный за социально-экономическое развитие региона, наверное, хочет именно этого. Но сегодня интересы власти и конкретных ее представителей различны, если зачастую не противоположны. Чиновники заинтересованы в извлечении так называемой статусной (административной) ренты, то есть получении доходов благодаря своим должностям и имеющимся функциям. Без административных барьеров они лишаются таких возможностей и, соответственно, материальной "благодарности" от просителей. Конечно, не всегда госслужащими движут корыстные мотивы. Пробуксовке реформ способствуют также некомпетентность, инерция бюрократической трясины, а то и откровенная тупость. Но факт остается фактом: кардинальных подвижек в борьбе с бюрократией, к сожалению, не произошло.
Посмотрим, например, как работает Закон о государственной регистрации юридических лиц, о котором так много говорили. Принцип "одного окна" на самом деле ненамного упростил бюрократические процедуры. Во-первых, возникли многочисленные очереди в налоговые органы, на которые теперь возложена регистрация предприятий. Во-вторых, процесс остается все еще достаточно сложным. Документы подаются налоговому инспектору, который отправляет их в статистические органы для присвоения кодов. Затем - согласование эскиза печати с внесением в реестр. Следующий этап - заявление налоговикам для постановки на учет и присвоения ИНН. Предприятие также должно быть поставлено на учет еще и в трех фондах - социального страхования, пенсионном, медицинского страхования. Не просто пройти через все это. Бизнесмены вынуждены обращаться к посредническим фирмам, помогающим за 300 - 400 долларов быстрее пройти регистрацию. Столько же, кстати, стоили эти услуги и раньше (если идти официальным путем, то суммарные затраты не превысят 100 долларов). На оформление посредники затрачивают месяц и более, а не 5 дней, как планировалось. Спрашивается: где обещанное упрощение?
- Может, другие законы работают - например, о лицензировании?
- На практике количество лицензируемых видов деятельности значительно превышает лимиты, определенные законодательством. Для примера сошлюсь на перечень, который использовался в прошлом году (когда мы проводили исследование) в Воронежской области. В частности, предусматривалось лицензирование деятельности ломбардов; риэлтеров; фирм по содействию занятости населения; по социальному обслуживанию; оказанию ритуальных услуг; по производству, розливу минеральной и природной питьевой воды; по оптовой реализации этой воды. В перечень попали также торговля транспортными средствами и номерными агрегатами; эксплуатация автозаправочных станций. Но все эти виды деятельности по закону N 128-ФЗ от 8 августа 2001-го давно уже не подлежат лицензированию!..
Добавлю, что в сфере лицензирования вовсю действуют посредники, потому что "просто так" получить визу чиновников оказывается трудно. В ходе нашего исследования изучалась возможность получения лицензии, позволяющей осуществлять коммерческие перевозки пассажиров легковым транспортом. Предприниматели, обратившиеся в Минтранс, обычно переадресуются в Московскую транспортную инспекцию. Там официальная стоимость получения лицензии - всего 1 300 рублей, а срок - один месяц "в случае, если все документы окажутся в порядке". Но в том-то и дело, что "в порядке" они, как правило, не оказываются. И хочешь не хочешь, приходится идти к посредникам. Вот их расценки в системе Минтранса РФ:
Госпошлина за выдачу 1 лицензии - 1 300 рублей
Договор технического обслуживания - 70 у.е. за машину
Карточка лицензионная на машину - 1 500 рублей
Заключение экспертного базового центра - 120 у.е.
Подготовка пакета документов - 100 у.е.
Обучение (2 недели): профпригодность и безопасность дорожного движения - 3 000 рублей
Таким образом, посреднику надо уплатить 500 долларов, что в десять с лишним раз превышает официальную стоимость. Само собой, часть денег идет в карман чиновников. Схожая схема действует и при получении других лицензий, отличия только в суммах и видах услуг. Например, получение строительной лицензии обойдется более чем в 1000 долларов. По нашим оценкам, ежегодные затраты предпринимателей только в бюрократическом лабиринте лицензирования составляют 250 - 350 миллионов долларов.
Таким же путем (то есть "отстегивая" немалые суммы) малому и среднему бизнесу приходится преодолевать и многие другие административные барьеры. В частности, очень тяжело получать всевозможные разрешения, согласования, аккредитацию, заключать договоры аренды. В Якутии, например, предпринимателям Устьянья на момент нашего исследования запрещалось вывозить за пределы улуса мясо и рыбу. Для вывоза необходимо получить специальное разрешение (разумеется, за плату) у главы администрации улуса. Вытягивание денег из предпринимателей продолжает оставаться у нас "национальной забавой" чиновников. Возможности создания новых барьеров на местах, по сути, безграничны и зависят от фантазии чиновников. А они проявляют чудеса изобретательности.
- Что же, например, придумали?
- Много всего. Вот некоторые варианты местных административных ограничений: аттестация и паспортизация хозяйствующих субъектов; дополнительное сертифицирование; введение региональных, муниципальных марок; проведение экспертиз, ограничение работы фирм, скажем, в ночное время... В результате затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров достигают, по нашим оценкам, колоссальной суммы: 5 - 7 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ В ГОД.
- Что же делать?
- Дерегулирование невозможно без проведения глубокой административной реформы, совершенствования системы государственной службы. Кроме того, региональные и местные власти по-прежнему обладают значительными возможностями административного давления на бизнес. Пробуксовка назревших реформ, бюрократический застой могут очень дорого обойтись России. Вот почему необходимо отрешиться от радужных иллюзий и не мешкая начать наконец энергично и согласованно действовать. Мы и так уже потеряли много времени.