ШКОЛА, ВПЕРЕД!

Вряд ли кто возьмется оспаривать тезис о том, что жизнеспособность государства, помимо всего, в немалой степени определяется качеством среднего образования. Если школа будет плохо учить детей, то страна станет отставать во всем: науке, экономике, технологиях, культуре, в росте благосостояния населения.

Представители 11 субъектов РФ, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, недавно собирались в Великом Новгороде "для сверки часов" по проблемам школьной модернизации. Стоит заметить, что один из главных и некогда самых спорных ее пунктов - единый государственный экзамен - в педагогической среде уже не вызывает столь резкого отторжения, какое наблюдалось еще год-два назад. Напротив, растет понимание того, что на сегодня ЕГЭ - наиболее оптимальный метод, обеспечивающий объективность оценки знаний выпускников и создающий равные возможности для их поступления в вузы независимо от того, окончил молодой человек школу в столице или в деревне. Видимо, не последнюю роль в изменении позиции сыграло непосредственное участие в эксперименте многих учебных заведений Северо-Западного региона.
А вот по поводу содержания образования на совещании разгорелись дискуссии. По мнению многих педагогов, его обновление идет слишком медленно, в первую очередь из-за того, что до сих пор не приняты государственные стандарты общего образования. В то же время некоторые другие новации внедряются с поразительной, даже легковесной поспешностью. Но ведь модное, отмечали выступающие, - далеко не всегда синоним хорошего. Нововведения нужно тщательно взвешивать, "обкатывать" в специально выделенных школах. Немало вопросов вызывает организация профильного обучения. Например: в чем предназначение профильных школ, на какой основе проводить в них набор, как составлять учебные программы, какими должны быть нормативы работы учителей? Остается непонятным и то, должна ли профильная школа давать углубленные знания всем школьникам или ей предназначено быть колыбелью интеллектуальной элиты страны. Единого мнения здесь пока нет.
Говорили о низкой заработной плате учителей, ее несвоевременной к тому же выплате, опасениях по поводу отмены единой тарифной сетки - не приведет ли она к еще большему обнищанию работников общеобразовательной школы? Другая проблема - трудовая пенсия педагогов. Известно, что за последние 10-15 лет многие учебные заведения часто меняли свои названия. Становились гимназиями, лицеями или колледжами, а потом иногда опять возвращались к прежнему... При этом выслуга лет учителя, согласно существующему законодательству, считалась заново, "с чистого листа", хотя характер его работы по существу не изменялся. Участники совещания потребовали от Минтруда РФ "разобраться с подзаконными актами, которые ввели такую нелепую регламентацию, и восстановить здравый смысл".