В нынешнем году в первый класс должны пойти больше двух миллионов детей - максимум за последние 20 лет
1 апреля стартовала приемная кампания в школы — для родителей будущих школьников это самая страдная пора. В нынешнем году в первый класс должны пойти больше двух миллионов детей — максимум за последние 20 лет.
Родители жалуются, что попасть в хорошую школу не так-то просто. По закону подать заявление можно через «Госуслуги», однако зачастую это не удается даже тем, кто просидел у компьютера всю ночь на 1 апреля. То сайт завис из-за наплыва, то ошибки в документах. А нередко, подав заявку, мамы и папы обнаруживают впереди очередь из десятков льготников. По идее, тех, кто живет на «прикрепленной территории», обязаны принять, однако у детей полицейских, военнослужащих, прокурорских работников есть право внеочередного приема. Сейчас к этой категории добавили и детей участников СВО. А еще преимуществом пользуются те, чьи старшие братья или сестры в этой школе уже учатся. А еще есть престижные заведения, прием в которые проходит исключительно по результатам тестов...
Увы, школ не хватает. В прошлом году рекордсменом по числу первых классов стала одна из краснодарских школ: в ней набрали аж 33 параллельных класса, которые получили все буквы алфавита от «А» до «Я». А годом ранее в тюменской школе открыли 40 первых классов — букв на все не хватило, пришлось добавлять номера корпусов. Причина чаще всего кроется в массовой застройке, опережающей по темпам строительство школ. Домов много, а школа в лучшем случае одна. Не хватает школ, например, в молодых микрорайонах Ростова-на-Дону, Казани, Екатеринбурга. По нормативам, в классе должно быть не больше 25 человек, но порой зашкаливает и за 40.
Классы переполнены и из-за того, что банально не хватает учителей. Согласно прошлогодним данным Минпросвещения, российские школы укомплектованы учителями на две трети. А как вам такая цифра? В 2023 году из школ уволились еще 193 тысячи педагогов. Оставшиеся перегружены работой. Норма по учительской нагрузке — 18 часов в неделю, но зарплата при этом выходит не больше 20-25 тысяч. Чтобы заработать 50 тысяч рублей, приходится работать с перегрузками, по 30-40 часов. Но, например, в Карачаево-Черкесии учитель в среднем все равно получает 22 тысячи. Загруженность и низкая зарплата ведут к профессиональному выгоранию, учителя бегут из профессии.
Школам приходится как-то выкручиваться. Порой один учитель работает на два объединенных класса. Или же учителя из другого города ведут уроки онлайн. Не получается отказаться и от второй смены, хотя этот вопрос обсуждается много лет. По статистике, сегодня каждый шестой школьник младших классов идет учиться во вторую смену: классы ведет один учитель в разное время. Конечно, все это не нравится родителям. Нужны дополнительные школьные места, эксперты оценивают их нехватку в 900 тысяч мест.
Еще одна острая проблема, вызывающая тревогу родителей, — все возрастающее число детей мигрантов в классах. В прошлом году по СМИ разошелся резонансный случай: учитель начальных классов в одной из волгоградских школ отказалась от преподавания, поскольку в классе большинство учеников были детьми мигрантов, не владеющими русским языком. Преподавательница объяснила, что не способна обучать их по действующей школьной программе. По оценке Министерства просвещения, в 2021 году в школах России учились 140 тысяч детей мигрантов, а за последние три года их стало еще больше. Родители рассказывают, что даже в столичных районах есть школы, где дети мигрантов составляют половину от всех первоклассников и что это обстоятельство тормозит обучение остальных учеников.
В начале нынешнего учебного года в Госдуме предложили ввести ограничения: установить лимит в 10% на детей мигрантов в классе. А в школах, где таких детей больше, ввести для них обязательную предшкольную программу по изучению русского языка «на коммерческой основе». Однако, похоже, продолжения депутатская инициатива не получила: недавно Минпросвещения отказалось вводить для детей мигрантов экзамен на знание русского языка при приеме в школы. То есть обязанность учить детей азам русского языка возложена на школьного учителя, хотя очевидно, что это наносит ущерб другим ученикам.
А вот в сельских школах, в отличие от городских, проблемы совсем другие. Там зачастую нет самого элементарного. Как сообщалось, в каждом десятом школьном здании в селах России нет центрального отопления, в 12% — воды и канализации. В половине школ в селах Якутии, Дагестана, Тувы и Ненецкого автономного округа нет ни воды, ни канализации. Какая уж тут «диктатура знаний», прорывные технологии и прочие высокие материи...