Весна патриарха

Станиславу Любшину – 90!

Сегодня свое 90-летие в прекрасной творческой и физической форме встречает любимец публики, народный артист России, ведущий актер МХТ имени Чехова Станислав Любшин. Он репетирует поставленный для него спектакль «Третий звонок, господа!», в основе которого лежат произведения Александра Куприна. Любшин играет знаменитого театрального актера времен Чехова, Куприна, Гиляровского, заново переосмысливающего свою жизнь.

В кино Станислав Андреевич снимается сегодня не часто, и этому есть простое объяснение: не так много у нас ролей для актеров его возраста. А ведь было время, когда он буквально не сходил с экранов. «Альпийская баллада», «Застава Ильича», «Щит и меч», «Первая любовь», «Монолог», «Пять вечеров», «Кин-дза-дза», «Не стреляйте в белых лебедей», «Черный монах»…

Сегодня эти фильмы -- высокая классика советского кино. И в них блистал неутомимый и всегда живой, убедительный Станислав Любшин. Не случайно он дважды признавался лучшим актером года читателями популярного журнала «Советский экран». И все это, напомню, в те баснословные времена, когда в кино снимались Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов, Олег Борисов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Леонов, Олег Янковский, Андрей Миронов…

Особая страница в судьбе Любшина – несыгранная роль Андрея Рублева, к которой актер готовился в течение двух лет, проходил кинопробы, оставил ради этой работы Театр на Таганке. А Андрей Тарковский в итоге отдал роль Анатолию Солоницыну. Это огромная незаживающая рана в душе актера и по сегодняшний день. Он не любит об этом вспоминать и говорить.

Были у Любшина и удачные «пробы пера» на другом поприще. Вместе с Германом Лавровым он в качестве режиссера поставил фильм «Позови меня в даль светлую» по прозе бесконечно любимого им Василия Шукшина, а затем вместе с Дмитрием Долининым экранизировал повесть Чехова «Три года». Жаль, что эта линия в его творчестве не получила продолжения. Видимо, помешала актерская востребованность. К сегодняшнему дню Любшин сыграл порядка 100 ролей в кино и 30 главных ролей в театре. Не каждый актер может похвастаться таким впечатляющим творческим багажом.

Время выбелило его волосы, у Любшина сегодня внешность сурового библейского пророка, схимника. Но несколько лет назад мне посчастливилось оказаться с ним в одной поездке. Это было в Грузии, где проходили дни российского кино. И выяснилось, что этот седовласый патриарх – необыкновенно легок на подъем. Что у него веселый, добрый нрав, блистательное чувство юмора. Он был неутомим в зажигательных тостах, уморительных розыгрышах, рассказах об актерском закулисье. И позволял себе участие в священном обряде дружеского виночерпия на равных с куда более молодыми сотрапезниками. А его молодая жена лишь с легкой укоризной и нескрываемой любовью поглядывала на него.

До 120, Станислав Андреевич! И, конечно, побольше ролей под стать вашей могучей личности.