Дина Корзун: Мы сами способны менять реальность к лучшему

Почему после полутора десятилетий успеха в Европе знаменитая актриса предпочла общение с родной публикой

Недавно театр «Практика» показал премьеру автобиографического моноспектакля Дины Корзун «Как я пришла в сознание», в котором российская актриса рассказывает о крутых виражах своей жизни. Став известной в 1998 году благодаря главной роли в фильме «Страна глухих», Дина играла в одном из главных театров страны – МХТ им. Чехова, была соучредителем благотворительного фонда «Подари жизнь». А потом в 2008 году уехала из страны вместе с мужем, бельгийским музыкантом и композитором Луи Франком. В Россию, где остался взрослый сын от первого брака, приезжала ненадолго, чтобы сыграть роли в отечественных фильмах. В Британии же выходила на сцену в Королевском национальном театре Лондона, снялась в популярном сериале «Острые козырьки». Но два года назад – новый поворот: Дина с мужем и их двумя дочерями вернулись в Москву. Насовсем. «Как я пришла в сознание» – первая работа актрисы в России со времени ее возвращения на родину.

– Как возникла идея автобиографического спектакля?

– В начале 2020 года, когда наступила эра ковида, я так сильно ощущала вибрацию страха и тревоги во всем мире, что захотела со сцены поговорить о чем-то вдохновляющем. Понимаете, на мою долю выпало немало испытаний – в детстве мы с мамой жили вдвоем в Смоленске в коммуналке – очень бедно, потом в Москве я ютилась в общежитии, и было время, когда я боялась, что завтра мне станет нечем кормить сына. Но я сумела через все эти сложности пройти и поняла, что в них можно черпать внутреннюю силу. Благодарна жизни за этот опыт.

– В постановке довольно мрачный пролог про женщину, потерявшую самых любимых людей – мужа и желанного ребенка. Почему именно он предшествует вашей автобиографической истории?

– Мне нравится эта притча, повествующая о трансформации женщины, выбравшейся из глубочайшего отчаяния и нашедшей в себе силы помогать другим. Я лично знаю много таких людей. Мы все изначально боимся не то что трагедий, но даже маленьких драм. Нам бы хотелось всегда жить одинаково хорошо, но в этом мире, к сожалению, такое невозможно. Однако мы сами способны менять реальность к лучшему, поддерживая тех, кому хуже нас.

Спектакль «Как я пришла в сознание» рассказывает подлинную историю реальной жизни. Здесь и далее – фото Станислава Влайку

– Именно поэтому вы в свое время стали соучредителем фонда «Подари жизнь»?

– Да. И уже много лет дружу со многими его подопечными, сумевшими победить болезнь. Одна из них – Настя Савельева: когда ей было 10 лет, нас познакомила наш первый директор фонда Галина Чаликова и, можно сказать, передала девочку под мою опеку. Настя – сирота, и наша дружба для нее очень важна. Но и для меня не менее ценно, что она всегда готова встретиться, прийти на мои спектакли, поддержать. Я Настю очень люблю. Как и моего земляка из Смоленска Влада Фагурела: познакомилась с ним и его мамой, когда он лежал в больнице. Лечение шло очень трудно, но в какой-то момент случилось чудо, и Влад начал выздоравливать. Несколько лет спустя, уже будучи студентом физфака МГУ, он сказал: «Дина, тот человек, которым я был, должен был умереть. Я переродился и говорю спасибо за это моей болезни, она стала точкой моей внутренней трансформации». Я удивилась, ведь Влад был совсем ребенком, когда лечился. А химиотерапия, какую пришлось пройти ему – это очень трудно и больно. Благодарить за такое может лишь очень мудрый и сильный духом человек. Еще из тех, с кем я дружу, хочется назвать девочку Соню Пятницу. Да на самом деле ребят очень много, всех здесь не перечислишь. А я ведь общаюсь и с семьями бывших подопечных, с их опекунами.

– Но два года назад вы покинули фонд «Подари жизнь». А сейчас занимаетесь благотворительностью?

– Да, у меня осталось много связей с различными фондами, люди ко мне периодически обращаются за поддержкой, и я с большой радостью нахожу тех, кто может им помочь. А еще считаю, что могла бы быть полезной обществу как активный родитель. Имею в виду вот что: с тех пор как мы вернулись в Россию, наши с Луи дочки начали учиться в российской школе. Система отечественного образования за последние годы сильно изменилась. Мне есть чем по этому поводу поделиться – опытом, идеями… Вместе с другими родителями-активистами готова отдавать этому время и силы.

– Вернемся к вашему спектаклю – почему вы решили создать его именно в театре «Практика»?

– Я показала пьесу в нескольких театрах, в том числе в МХТ им. Чехова, где когда-то работала, но Костя Хабенский сказал, что у него как у худрука репертуар расписан на два года вперед. Так долго ждать не было возможности и желания.А в каких-то театрах мой моноспектакль не подошел по формату. И вот Марина Станиславовна Брусникина, художественный руководитель «Практики» и мой педагог по сценической речи, предложила сцену своего театра, и я очень ей благодарна за поддержку. Как и всем, кто работал со мной над постановкой. Представьте себе, некоторые делали это бескорыстно, просто потому что им пришлась по душе моя идея. Это, например, хореограф Евгений Раев. Много труда и любви в постановку вложили сценографы Серафима Бескосная и Таша Крестова, а также Валерия Айдын и Инна Шпакова, создававшие костюмы. Консультантом по ним была знаменитый дизайнер Светлана Тегин. Она придумала, что в основе моего образа должен быть черный комбинезон-трико, как у гимнастов, и на него нужно надевать разные платья. Я в них влетаю буквально за несколько секунд, и такие мгновенные преображения мне очень нравятся. Довести же до ума текст написанной мной пьесы помогали Георгий Воронин и Екатерина Перфилова.

Для настоящего актера театр – и дом, и храм

– На сцене с вами находится ваш муж Луи Франк, который исполняет несколько песен, а когда речь заходит о вашем знакомстве, то и текст произносит. Как вам работается вместе?

– Замечательно, и, честно говоря, его появление в спектакле – моя идея, от которой Луи открещивался до последнего. Хотя и сразу согласился написать для постановки песни. Но его присутствие придает мне уверенность, в то время как я со сцены говорю о чем-то очень сложном и личном. Разногласий во время репетиций у нас не возникало: Луи говорит, что этот проект целиком мой, а он мне только помогает. Кстати, такое единодушие по поводу работы у нас было не всегда, раньше мы, случалось, навязывали друг другу свое мнение.

– Что вам больше всего понравилось из увиденного в последнее время в московских театрах?

– С тех пор как мы с Луи переехали в Россию, признаюсь, видели не очень много спектаклей, чаще консерваторию посещали. Но походили в Мастерскую Петра Фоменко, которую давно любим, правда, только на старые спектакли – на новые пока еще не попали. Смотрели «Мастера и Маргариту» в Театре Наций – мне кажется, я именно так себе и представляла содержание книги, хотя признаюсь, это произведение Булгакова не очень люблю. А вот постановка понравилась.

– Вы играли в постановке знаменитого британского режиссера Кэти Митчелл «Попытки ее жизни» в Королевском национальном театре в Лондоне. Чем отличаются театральные миры в России и на Западе?

– В Англии театральная школа – это система подачи смысла через слово, у них все больше «от головы», что даже в пьесах Шекспира чувствуется. Разумеется, это очень талантливо: интересные тексты, яркие метафоры, скрытые смыслы, которые надо разгадать. А российский театр, как и российский менталитет – это в первую очередь чувственность, эмоция. Что же касается крупных театров, таких как МХТ им. Чехова и Королевский национальный театр, то они во многом похожи. Это серьезные организации, где много разных мастерских, и там работают профессионалы. Перед началом спектакля проверяется полная готовность цехов, за кулисами идет обратный отсчет – немного напоминает то, как готовится к запуску космический корабль: очень волнующе и захватывающе.

– Что бы вы себе пожелали по-актерски?

– Зрителя, находящегося со мной на одной волне, которому нужен разговор от сердца к сердцу – тот, что помог бы испытать самую глубокую степень эмоции, катарсис, и в итоге стать сильнее. Мне на сцене очень важна реакция зала, потому что спектакль – это живое общение с публикой, наше с ней сотворчество. Долгое время я очень скучала по зрителю, который умеет и готов слушать и слышать. Очень рада, что билеты на мартовские и апрельские показы моего спектакля были раскуплены в первые же часы продаж. Это значит, что и зритель ждет встречи со мной. Так что теперь приглашаю всех на майские показы.

В Европе Дина соскучилась по зрителю, который умеет и готов слушать и слышать

– А чего бы по-человечески для себя загадали?

– Наверное, все время помнить: важно не то, что про меня скажут люди, а что обо мне думает Бог. Это основа моей внутренней мотивации – жить и иногда рисковать, быть искренней и честной.