Планы строительства «мусорных» заводов перекочевали на север Питера
В прошлом номере «Труда» в статье «Свальный грех» авторы и эксперты показали, как и почему российские города все больше задыхаются в кольце мусорных свалок. В качестве тревожного примера взяли в Подмосковье. Теперь, продолжая тему, перенесемся в город на Неве.
Рутинное объявление на сайте администрации Выборгского района о публичных слушаниях «Внесение изменений в проект планировки с проектом межевания территории производственной зоны «Каменка» никого не обмануло. Народу в актовом зале набилось столько, что люди стояли в проходах, а представители Смольного в президиуме выглядели растерянно, на вопросы отвечали сбивчиво или вообще отмалчивались.
Так продолжается городская мусорная война. Жители севера Петербурга борются против новых мусороперерабатывающих заводов, после того как в этой борьбе победили жители юга Северной столицы. Других вариантов для петербуржцев у администрации города нет. Но именно здесь, на севере, расположены промзона, мусорный полигон ТБО «Новоселки», полигон складирования осадков сточных вод «Северный», принадлежащий ГУП «Водоканал», откуда исходит тошнотворный запах нечистот и сероводорода. Он настолько невыносим, что жители северных районов города и прилегающих территорий Ленинградской области пожаловались на свалку Владимиру Путину в ходе «Прямой линии».
Дальше все пошло по до боли знакомому сценарию. На встрече с президентом губернатор Георгий Полтавченко сообщил, что проблема решена, — обещал полигон в ближайшее время ликвидировать, рекультивировать, засыпать песком и грунтом, высадить траву и деревья. Стоимость проекта чиновники оценили в 2 млрд рублей. Ранее в Смольном уверяли, что денег на рекультивацию нет, а неприятный запах не связан с экологической опасностью. Теперь в бюджет на 2018 год все-таки заложили расходы на рекультивацию гигантской свалки — пока 157 млн рублей.
Но ведь тут кроме полигонов ТБО еще два асфальтобетонных завода, сборочные производства Nissan и Hyundai, для размещения которых вырубили служивший естественной преградой на пути выбросов лес. Так жилые районы на севере Петербурга, еще недавно почти курортные, оказались внутри огромной вонючей промзоны. Едкий запах фекалий и гниющего мусора стал появляться на Петроградской стороне, на Крестовском острове. А еще севернее, недалеко от запланированной под МПЗ территории, — онкологический центр в Песочном, который когда-то специально вынесли подальше от города ради чистого воздуха.
Как говорится, не было никогда такого — и вот опять. Власти взялись за старое, причем вместо одного уже хотят строить два завода. Это выяснилось по ходу тех самых слушаний в администрации Выборгского района. Чиновники заявили, что с помощью МПЗ будут дегазированы свалки, а мусор превращен в энергию.
«Инвесторы нас заверили: технологии будут экологичными, по ним уже построены несколько заводов, в том числе в Европе рядом с мегаполисами, поэтому ухудшения экологической обстановки в районе не будет», — обещал заместитель председателя комитета по промышленной политике и инновациям администрации Петербурга Иван Складчиков. Народ в зале возмущенно загудел, потому что никаких доказательств не было предоставлено. Чиновники даже не смогли толком рассказать про технологии, которые будут применяться. Сами этого не знают, но почему-то доверяют неназванным инвесторам. Что уж тут говорить об оценке воздействия на окружающую среду!
«Мы вам не верим. Мы хотим дышать чистым воздухом, а не продуктами сжигания», — возмутилась жительница района Каменка Елена Шинкарева, и зал поддержал ее аплодисментами.
Попутно выяснилось, что объемы переработки запланированы много больше обещанных ранее: 800 тысяч тонн. Половина всего, что в год утилизирует Петербург. И это подтверждает худшие опасения жителей, которые боятся тяжелых экологических последствий сжигания мусора, утилизации медицинских и других опасных отходов, вырубки оставшегося леса...
Зачем вообще строить такие производства в черте города? Чай, не в Вене и не в Хельсинки живем, где при переработке мусора применяют такие технологии, которые во всех смыслах идут на пользу жителям. Но нам-то они пока и не снились!
«Благодаря этим предприятиям мы сможем пополнить городской бюджет», — пояснил Складчиков.
Спрашивается, почему люди должны рисковать здоровьем ради пополнения казны? «Скоро придется рабочие места создавать не на заводе, а на кладбище», — горько пошутил житель Каменки. В ответ по завершении слушаний администрация района объявила, что замечания по проекту люди могут подать в течение трех дней. Причем только лично, принеся заявления. Активисты бросились спешно готовить бумаги...
А тем временем «Интерфакс» сообщил: в текущем году уже будет запущено строительство завода по переработке мусора на севере Питера. Инвестором выступает греческая Helector-Actor. Здрасьте! Как говорится, давно не виделись. Этот греческий консорциум еще в 2011 году выиграл конкурс на строительство МПЗ. Тогда городское правительство обещало новому предприятию средства в рамках государственно-частного партнерства, а также обеспечить загрузку мощностей на 30 лет. Фокус в том, что в этой компании должность директора по развитию в странах СНГ занимал сын губернатора Алексей Полтавченко, который в 28 лет стал миллиардером. Да, так бывает у нас: дети губернаторов стремительно входят в число самых богатых людей. По информации газеты «Деловой Петербург», в 2014-м состояние Полтавченко-младшего составляло не менее 4,2 млрд рублей. То есть он оказался на 200 млн рублей богаче Сергея Матвиенко, сына предыдущего градоначальника.
Не знаю, станет ли пресс-секретарь градоначальника Андрей Кибитов давать пояснения по этому поводу. В 2013 году в связи со скандалом ему пришлось заявить, что сын шефа уже уволился из Helector-Actor. Но мне почему-то кажется, что те сердитые горожане, которые с пристрастием допрашивали чиновников на общественных слушаниях, потребуют доказательств, что в новом явлении старой знакомой нет ничьих личных интересов.
Людей можно понять. Они намерены жить в своем городе и дышать чистым воздухом.
Михаил Амосов, депутат Заксобрания Петербурга
— В Петербурге нельзя размещать свалки, полигоны ТБО — это запрещено федеральным законодательством. А сжигание отходов — это вообще прошлый век. Неразделенный мусор сжигать неэффективно, от этого отказываются в Западной Европе. Выбор должен быть сделан в пользу мусоропереработки. А дальше уже надо думать, где будут размещаться эти комплексы.
Между тем
Швеция перерабатывает 99% собственного мусора и не первый год завозит недостающий из соседних стран. Тем не менее существующие объемы импорта пока не покрывают потребностей шведских ТЭЦ, использующих мусор в качестве топлива. Для стимулирования процесса этой весной не только вокзалы, но и все международные аэропорты и порты будут оборудованы автоматизированными пунктами приема. При сдаче 5 кг отсортированного мусора каждый гость Швеции может тут же получить на свой банковский счет 50 шведских крон (около 350 рублей). Был у нас такой бизнес — мешочники. Может, самое время таким методом разгрузить наши полигоны ТБО?