Почему мы переплачиваем за концерты втрое и больше
Из недавних скандалов: всемирно известная оперная дива Анна Нетребко, узнав, что билеты на ее концерт в московском зале имени Чайковского продавались по 100 и даже 250 тысяч рублей, заявила: еще раз услышит о подобном – перестанет петь в России. Но этак у нас вообще звездам первой величины придется отменять гастроли! В чем же проблема?
К случаю с Анной Нетребко не раз возвращались на только что прошедшем ежегодном форуме билетных операторов Moscow Ticketing Forum. Хотя подобные ситуации не в редкость. Часто знаменитые гости изумляются, узнав, сколько платит российский зритель за его концерт.
– Наверное, огорчу вас, но цену на билет определяет статусность события и спрос на него, – уверен главный редактор агентства InterMedia Евгений Сафронов. – И концерт артиста ранга Анны Нетребко просто не может стоить дешево. А в России концерты звезд всегда будут стоить дороже, чем, допустим, в Европе.
Как так, спросит читатель, ведь европейцы зарабатывают намного больше нас, а платят за билет в Венскую оперу втрое меньше? Но надо отдавать себе отчет: мы хоть и часть цивилизованного мира, но до западной концентрации звездных событий нам еще далеко. Где-нибудь в Милане или Берлине концертов, сравнимых по значению с выступлением Нетребко – десятки в месяц. Конкуренция! Вот и стоят там билеты не дороже двух-трех сотен евро. На самом престижном в мире Зальцбургском фестивале за самый крутой спектакль с целой плеядой звезд на сцене с вас попросят максимум 450 евро.
Так что же, элитное искусство российскому народу недоступно?
Но в мире давно действуют механизмы на сей счет. К примеру, законы о меценатстве, стимулирующие театры и филармонии на благотворительные программы. Бывает такое и у нас – да хоть на идущем как раз в эти дни в Москве Десятом международном фестивале имени Ростроповича. Но я не припомню, чтобы подобное практиковалось организаторами того же концерта Нетребко. Там устроители так цеплялись за каждую копейку, что даже отказались от традиционной аккредитации прессы – мол, Анна в рецензиях не нуждается.
Здесь, по мнению Евгения Сафронова, должна быть намного активнее позиция государства. Нет, запретительными и ограничительными мерами ничего не добиться. Велишь продавать билеты по 500 рублей – и в первый же день продажи все они окажутся у перекупщиков. Те только спасибо скажут. Необходима более тонкая настройка инструмента.
Скажем, сейчас концертная деятельность не лицензируется. И кто только ею не занимается! Только что, делится Сафронов, пришло возмущенное письмо из Кургана: верните деньги за несостоявшийся концерт «Черепашек ниндзя». Обычное дело: «организаторы» развесили афиши, срубили деньги – и были таковы. Ну, тут прямое мошенничество. Но вообще до трети концертов в стране организуется именно так: без всякого договора с артистом предприимчивые люди вешают афишу и смотрят, идет ли народ в кассу. Если идет, звонят: приезжайте, вас ждет чемодан денег. Артист удивляется, но приезжает. Или отказывается…
Впрочем, лицензирование – не панацея. Гранды с лицензиями стараются не пустить на рынок новичков, честная конкуренция пресекается на корню. И тут надежда на регулирование. Государство на него вполне способно. Смотрите, каких успехов за несколько лет достигло при продуманной господдержке российское кино. Но там устоявшаяся индустрия с четкими понятиями. А что такое филармонии или театры? Вы можете дать определение понятия филармонической деятельности? Тем более, когда большинство филармоний зарабатывает элементарной попсой. А то и вовсе переоборудуют концертный зал в... вип-сауну, где артистки задают жару избранной публике (поверьте, есть и такие случаи).
А как мотивировать те же авиакомпании на снижение цен, если речь о гастролях артистов? А отели? Все это в России можно сделать только с помощью масштабной государственной культурной программы. А еще Закона о культуре, где было бы четко определено, что такое концертная деятельность, билет (да-да, до сих пор нет ясной дефиниции, что это – товар или ваучер), кто осуществляет регулирование этой сферы.
А пока – раскошеливайтесь или постойте в сторонке, пока платежеспособная публика наслаждается высоким искусством.